Рекомендации в общении с ребенком
В поведении ребенка начала второго года жизни наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее пространство и боязнь нового. С одной стороны, все неизведанное неудержимо притягивает, он делает первые самостоятельные шаги навстречу ему, с другой — малыш подчеркнуто эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию. Не случайно педагоги отмечают, что это наиболее трудный период адаптации ребенка.Сказанное позволяет рекомендовать в общении с ребенком следующее. Во-первых, взрослый должен удовлетворить развивающуюся у ребенка потребность в освоении окружающего, прежде всего обеспечить ему достаточную двигательную активность, т. е. продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов, игрушек. Во-вторых, взрослый должен проявлять к ребенку исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего, приучая к преодолению посильных трудностей, чтобы он испытывал радость от достижения цели. В-третьих, необходимо постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давая образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. В-четвертых, стремиться новое вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в сочетании с ним.
В ранний период жизни ребенок, не владея знаниями сущности вещей и отношений, чутко реагирует на отношение взрослого ко всему окружающему. Эмоциональные реакции взрослого очень рано становятся средством индикации (обнаружения), понимания ситуации, происходящего в окружающем. Не зная многого, маленький ребенок определяет по выражению лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или родителей к его поведению. В этом возрасте малыш способен реагировать не только на слова взрослого «нельзя», «можно», но и на слово «нужно». Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор действий. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентировочное действие — «взор на лицо взрослого»: в неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. При этом, как правило, дети выбирают наиболее знакомого, близкого человека, так как его эмоциональные реакции наиболее понятны, легко «считываются».
Эти проявления ориентировочной активности ребенка необходимо учитывать воспитателю в работе с детьми второго года жизни. Научно доказано, что личные качества взрослого имеют огромное значение для возникновения душевного комфорта детей, потому что интимный характер общения является чертой, характерной для раннего периода детства. Взаимоотношения со взрослым порой строятся как бы на полутонах, зависят от взрослого, его умения настроиться на волну детства, почувствовать ребенка всем сердцем, чутко реагировать на все изменения в его поведении. Это необходимо еще и потому, что дети второго года жизни не могут еще словом выразить своих физиологических состояний, потребностей, желаний.
На протяжении второго года жизни происходят существенные изменения в характере «делового общения» взрослого с ребенком. Как было сказано выше, оно возникает по поводу тех или иных предметов, выполнения несложных дидактических заданий с ними (подбор, а затем соотнесение предметов по каким-либо признакам).