Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Потребность детей в общении со взрослым

Потребность детей в общении со взрослым постепенно усложняется. «Переводить» ребенка своевременно на более высокий уровень такой потребности в общении необходимо не только воспитателю, но и родителям. Это особенно важно, так как общение является первостепенным условием воспитания у малыша чисто человеческих, социальных навыков, от уровня этого общения зависит умственная активность ребенка. Второй важный фактор — стремление ребенка к самостоятельности, развивающееся с ростом его жизненного опыта, обогащением возможностей. Это условие в воспитании ребенка начала второго года жизни следует учитывать особо, ибо психологами доказано, что при недостатке двигательной активности, когда взрослые не учитывают возникшую у ребенка потребность в освоении близлежащего пространства, у него появляется кризисное состояние, выражающееся в беспокойстве, плаче и т. п. Ребенка конца первого года жизни уже «не устраивает» прежнее положение, когда все для него делал взрослый — умывал, одевал, кормил. Но в этот период жизни он не владеет еще рядом навыков и умений и обойтись без помощи взрослого не может. Это противоречие между потребностями и возможностями ребенка может и должен разрешить взрослый. Он должен перестроить свои отношения с малышом, организовать их на новом качественном уровне. Теперь он не делает за ребенка, но выполняет что-либо совместно с ним.

В начале второго года жизни у детей ярко выражена познавательная направленность на окружающее, которая внешне оформляется в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Все интересует малыша, и любопытство его может быть удовлетворено непосредственно практическими, самостоятельными действиями. Но в этот период он еще не владеет достаточными умениями действовать с предметами, навыком ходьбы, речевым общением со взрослым. Он хочет что-то сказать — и не может выразить словом; хочет что-то взять — и не может дотянуться; хочет пройти к заинтересовавшему его предмету — и, сделав 1—2 шага, падает. Вместе с тем потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, является действенным фактором его активности.

Именно в этот период — в начале второго года у детей отмечается обостренная ориентировочная реакция на новизну в окружающем (присутствие посторонних людей, новые игрушки, предметы), что не всегда сопровождается положительными эмоциями. Например, малыш уже не так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Он может испугаться, увидев выразительную маску или отрицательный типаж в какой-либо игрушке (например, злого волка, гнома, бабы-яги и т. п.), т. е. начинает выделять неприятные для восприятия образы, предметы. Негативность при первых предъявлениях нового, настороженность являются, по всей вероятности, особой формой активной ориентировки ребенка на новизну ситуации. Описанное явление можно объяснить также и противоречиями между возникающими потребностями в освоении окружающего и возможностями в удовлетворении их. Известно, что в начале второго года жизни ребенок начинает овладевать двумя важнейшими способностями — ходьбой и речью. Значительно расширяющиеся возможности в освоении окружающего составляют предпосылку и условие дальнейшего развития познавательной активности малыша. Вместе с тем ребенок попадает в «сложные» ситуации в результате неадекватных действий с предметами, которые сопровождаются далеко не всегда приятными ощущениями (например, он может схватить, если взрослый не оградит его вовремя, горячий или острый предмет; что-то уронит и разобьет и т. п.). Он тянется ко всему неизведанному, а неудачи лишь подчеркивают это противоречие между потребностями в освоении окружающего и отсутствием способов их удовлетворения. В этих условиях обострение реакции биологической осторожности закономерно и связано со своеобразием освоения действительности и накоплением чувственного опыта.


Новости и советы мамочкам.