Потребность детей в общении со взрослым
Потребность детей в общении со взрослым постепенно усложняется. «Переводить» ребенка своевременно на более высокий уровень такой потребности в общении необходимо не только воспитателю, но и родителям. Это особенно важно, так как общение является первостепенным условием воспитания у малыша чисто человеческих, социальных навыков, от уровня этого общения зависит умственная активность ребенка. Второй важный фактор — стремление ребенка к самостоятельности, развивающееся с ростом его жизненного опыта, обогащением возможностей. Это условие в воспитании ребенка начала второго года жизни следует учитывать особо, ибо психологами доказано, что при недостатке двигательной активности, когда взрослые не учитывают возникшую у ребенка потребность в освоении близлежащего пространства, у него появляется кризисное состояние, выражающееся в беспокойстве, плаче и т. п. Ребенка конца первого года жизни уже «не устраивает» прежнее положение, когда все для него делал взрослый — умывал, одевал, кормил. Но в этот период жизни он не владеет еще рядом навыков и умений и обойтись без помощи взрослого не может. Это противоречие между потребностями и возможностями ребенка может и должен разрешить взрослый. Он должен перестроить свои отношения с малышом, организовать их на новом качественном уровне. Теперь он не делает за ребенка, но выполняет что-либо совместно с ним.В начале второго года жизни у детей ярко выражена познавательная направленность на окружающее, которая внешне оформляется в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Все интересует малыша, и любопытство его может быть удовлетворено непосредственно практическими, самостоятельными действиями. Но в этот период он еще не владеет достаточными умениями действовать с предметами, навыком ходьбы, речевым общением со взрослым. Он хочет что-то сказать — и не может выразить словом; хочет что-то взять — и не может дотянуться; хочет пройти к заинтересовавшему его предмету — и, сделав 1—2 шага, падает. Вместе с тем потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, является действенным фактором его активности.
Именно в этот период — в начале второго года у детей отмечается обостренная ориентировочная реакция на новизну в окружающем (присутствие посторонних людей, новые игрушки, предметы), что не всегда сопровождается положительными эмоциями. Например, малыш уже не так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Он может испугаться, увидев выразительную маску или отрицательный типаж в какой-либо игрушке (например, злого волка, гнома, бабы-яги и т. п.), т. е. начинает выделять неприятные для восприятия образы, предметы. Негативность при первых предъявлениях нового, настороженность являются, по всей вероятности, особой формой активной ориентировки ребенка на новизну ситуации. Описанное явление можно объяснить также и противоречиями между возникающими потребностями в освоении окружающего и возможностями в удовлетворении их. Известно, что в начале второго года жизни ребенок начинает овладевать двумя важнейшими способностями — ходьбой и речью. Значительно расширяющиеся возможности в освоении окружающего составляют предпосылку и условие дальнейшего развития познавательной активности малыша. Вместе с тем ребенок попадает в «сложные» ситуации в результате неадекватных действий с предметами, которые сопровождаются далеко не всегда приятными ощущениями (например, он может схватить, если взрослый не оградит его вовремя, горячий или острый предмет; что-то уронит и разобьет и т. п.). Он тянется ко всему неизведанному, а неудачи лишь подчеркивают это противоречие между потребностями в освоении окружающего и отсутствием способов их удовлетворения. В этих условиях обострение реакции биологической осторожности закономерно и связано со своеобразием освоения действительности и накоплением чувственного опыта.