Педагогические условия развитии и воспитаний детей раннего возраста
Крик и сосательные движения — это первый способ действия, посредством которого ребенок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребенок получает и первый опыт общения со взрослыми. Вместе с тем удовлетворение биологических потребностей само по себе не обусловливает развитие ребенка. Во-первых, потому, что биологические потребности легко удовлетворить, а после их удовлетворения активность ребенка резко падает. Во-вторых, потому, что формирующийся у младенца способ действия при удовлетворении органических потребностей весьма примитивен. Он практически ограничивается , голосовыми воздействиями на мать или другого взрослого, осуществляющего уход.Другой источник активности ребенка находится в сфере его защитных реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности температурной, оптической, звуковой среды. На основе биологических потребностей, и в частности защитных рефлексов, у ребенка формируются первые ориентировочные реакции.
Научными исследованиями доказано, что у человека ориентировочные реакции формируются прижизненно. Вначале они образуются на базе органа зрения, а в дальнейшем вокруг зрительной ориентировочной реакции формируются зрительно-слуховые, зрительно-тактильные и другие механизмы ориентирования. Так ориентировочные реакции становятся постоянным источником активности. Первые ориентировочные реакции можно рассматривать как элементы сенсорных способов действия. В каждом сенсорном действии постоянно присутствует моторный акт в виде движений глаз, головы, впоследствии и движений рук, обследующих предмет. Важно подчеркнуть, что сама сенсорная ориентировочная деятельность не может быть движущей силой развития. Побудителем развития, как уже говорилось, является необходимость преодоления противоречия между существующими потребностями и несложившимися еще способами действия для удовлетворения этих потребности.
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается затем в социальную личность. Все способы практических действий, которые формируются у ребенка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе происходит скачок от биологического к социальному — начинается социализация ребенка.
Для того чтобы малыш не останавливался в развитии на уровне способов действия, ограниченных биологической мотивацией (побуждениями), у него должны появиться социальные потребности.
Рядом исследований, проведенных в последние годы, выявлено, что способ действия становится совершенным лишь тогда, когда действие ребенка приводит к ожидаемому результату. Именно результат фиксируется ребенком эмоционально положительно, поэтому успешно достигаемый результат действия постепенно становится мотивообразующим фактором. Возможно, что на основании таких мотивов постепенно формируются небиологические, все более сложные потребности. А так как новые потребности не могут быть удовлетворены старыми способами действия, то необходимы другие, более сложные способы действия. Однако для того чтобы овладеть новыми способами действия, необходимо овладение знаниями о свойствах предметов, об их физических параметрах, их взаимодействии.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что ребенок раннего возраста должен прежде всего овладевать материальной культурой, т. е. способами практических (предметных), орудийных действий. В недрах этих практических действий, их совершенствования формируются мотивы и потребности познания. Речь ребенка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения со взрослыми и сверстниками. Ребенку необходимы те слова и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть практическими действиями.