Разница между дневниками мальчишек и девчонок
Кстати, не заметили вы разницу между дневниками мальчишек и девчонок?
Мальчишеский дневник более динамичный, более лаконичный и более сдержанный. Причем основные его проблемы: любит—не любит, как объяснить те или иные ее поступки, автор почти не занимается анализом своих Поступков, своих чувств, тогда как девочка вся погружена в анализ своих собственных переживаний, она их пытается как можно подробнее описать. Это не случайно.
Дневники девочек отличаются большей интимностью, это «сплошной разговор с собой и о себе».
Чтобы не быть голословными, приведем еще один дневник, тоже девчоночий. Всего две записи: «14 апреля. Боже мой! Только что пришла с улицы, и сразу же реветь. Неужели все? Нет, не может быть! За что, за что все это? У меня просто нет слов, чтобы выразить на бумаге то, что делается в душе. Неужели это настоящее? Что, что мне делать? Позвонить? И что же я скажу ему? Но сам он ведь не придет! Что бы я сейчас ни отдала, только бы не было сегодняшнего дня. Неужели я, правда, люблю его? Как боялась я написать это слово. Нет, я даже не хочу любить его, ведь поздно или рано это должно было кончиться. Так не все ли равно когда: сегодня или месяцем позже. Но я не могу так, ведь я не могу без него, мне без него скучно на улице, скучно дома, мне нечего без него Делать, я умру без него. Зачем, зачем так вышло? Я не хотела этого. Или это был только повод? Да нет, повод можно было найти и раньше. Ну приди, приди ко мне хоть еще разочек. Пожалуйста. Нет, я не могу больше писать. Все выходит слишком сухо, а я ведь так люблю тебя. Да, да, Люблю!
15 апреля. Господи, какой вздор! Такую, чушь могла написать только я одна. Иногда у меня бывают такие заскоки, и я абсолютно не даю себе отчета ни в чем. Как хорошо, что он вчера не пришел, а то бы обязательно все сказала. Вот дура! Написала-то что? Даже читать стыдно. Да и хорошего-то в нем ничего нет. Одно самолюбие да претензии. Слава богу, что вчера не пришел».
Какой вихрь чувств! И как все подлинно, искренне, серьезно — и в той, и другой записи. А ведь обе записи посвящены одному и тому же человеку, сверстнику, небезразличному для девочки. И промежуток между записями всего один день. Но какая разница!
В этих записях проявляется еще одно свойство подростков: их вера в исключительность своих переживаний — «только я одна такая», «только я могу так глупо...» и т. д. Им еще недоступно понимание всей сложности переживаний других людей. Они еще не в силах осознать, что за внешней формой поведения человека может скрываться такой же вихрь чувств, сомнений и мучительных раздумий, как и у них самих.
Прочитав оба эти дневника, можно с уверенностью утверждать — да это подтверждено и научными исследованиями,— что отношения детей различных полов в отрочестве очень далеки от какой-то идиллии и гармонии. Это только потом — через годы — возникают воспоминания о самом светлом в жизни — первой любви, первой влюбленности. Да, мы забываем с годами те синяки и шишки, которые набили себе в отроческие годы.