Дневник подростка
В дневнике и радость жизни, и растерянность перед нахлынувшими чувствами. А этот мучительный лейтмотив всех записей: любит — не любит?
Как понимать ее некоторые поступки, ее поведение? Кто растолкует? Никто! Так же, как и ей, никто не растолкует его поступки, его поведение.
Можно ли после прочтения этих записей несерьезно относиться к переживаниям и сомнениям их автора? Можно ли с этакой снисходительностью заявлять мальчику: мал еще, чтобы о девчонках думать? И в то же время ведь несмышленыш еще!
Дневник этот, помимо всего, показывает, как необходим подростку мудрый советчик, тактичный наставник, который бы все понял, что можно объяснил и не посмеялся бы.
Если бы родители знали хоть маленькую толику душевных переживаний своих детей, понимали и уважали значимость и важность этих переживаний!
Еще одна возрастная особенность прослеживается в дневнике — склонность к уединению. Мы много и подробно писали о том, какое важное значение имеет для подростка сфера общения. Но и склонность к уединению, одиночеству, желание побыть одному, чтобы никто не мешал, побродить, посидеть над дневником, помечтать, пофантазировать, попытаться разобраться в самом себе, в своих чувствах, в чувствах других людей, что движет их поступками, что у них в душе, разобраться в отношении к себе других людей, как взрослых, так и сверстников,— все это также очень и очень важная для подростков сфера жизни. Опять получается: с одной стороны, с другой стороны... Но ничего не поделаешь!
Чувство одиночества — очень частая тема в дневниках юных людей, и причем не всегда с отрицательным знаком. Воспользуемся дневником девочки, который привел в одной из своих работ психолог и социолог И. С. Кон.
«Странное чувство сейчас преследует меня. И я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь—нет. Но как, ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...»
Как понимать ее некоторые поступки, ее поведение? Кто растолкует? Никто! Так же, как и ей, никто не растолкует его поступки, его поведение.
Можно ли после прочтения этих записей несерьезно относиться к переживаниям и сомнениям их автора? Можно ли с этакой снисходительностью заявлять мальчику: мал еще, чтобы о девчонках думать? И в то же время ведь несмышленыш еще!
Дневник этот, помимо всего, показывает, как необходим подростку мудрый советчик, тактичный наставник, который бы все понял, что можно объяснил и не посмеялся бы.
Если бы родители знали хоть маленькую толику душевных переживаний своих детей, понимали и уважали значимость и важность этих переживаний!
Еще одна возрастная особенность прослеживается в дневнике — склонность к уединению. Мы много и подробно писали о том, какое важное значение имеет для подростка сфера общения. Но и склонность к уединению, одиночеству, желание побыть одному, чтобы никто не мешал, побродить, посидеть над дневником, помечтать, пофантазировать, попытаться разобраться в самом себе, в своих чувствах, в чувствах других людей, что движет их поступками, что у них в душе, разобраться в отношении к себе других людей, как взрослых, так и сверстников,— все это также очень и очень важная для подростков сфера жизни. Опять получается: с одной стороны, с другой стороны... Но ничего не поделаешь!
Чувство одиночества — очень частая тема в дневниках юных людей, и причем не всегда с отрицательным знаком. Воспользуемся дневником девочки, который привел в одной из своих работ психолог и социолог И. С. Кон.
«Странное чувство сейчас преследует меня. И я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь—нет. Но как, ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...»
У этой девочки, поясняет ученый, и в школе и дома все благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет,— нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но иногда, добавляет И. С. Кон, подобное переживание может быть острым и драматичным.
Да, очень часто чувство одиночества переживается подростками чрезвычайно болезненно. То и дело встречаются в их дневниках записи типа: «мне одиноко», «никого нет», «все меня бросили», «никому не нужен», «никто меня не любит...»
Причем чисто внешне подростки эти зачастую также, вполне благополучны, активны, имеют друзей-приятелей, увлечены любимым занятием.