«Оранжерейное» воспитание
Как бы другим полюсом гиперопеки является «оранжерейное» воспитание. Дети в результате его становятся изнеженными, заласканными, избалованными. «Оранжерейное» воспитание характеризуется излишней заботливостью о ребенке, чрезмерной тревожностью по поводу его здоровья, желанием оградить его от всех трудностей.
Иногда детей настолько ото всего оберегают, настолько лелеют, что они к школьному возрасту одеться-то самостоятельно не могут — ни пуговицы застегнуть, ни ботинки зашнуровать, а то даже и руки самостоятельно вымыть не могут.
Наиболее неприглядной из форм «оранжерейного» воспитания является воспитание по типу «кумир семьи». Этот тип воспитания, по словам ученых, способствует развитию у юного человека эгоистических установок, стремления к жажде признания. Ребенок в таких условиях воспитания пользуется излишней свободой, родители стараются исполнять все его желания и капризы, задаривают подарками, держат в центре внимания взрослых, без достаточных оснований подчеркивают якобы имеющиеся у них способности. Постепенно такое дитя превращается в маленького деспота, которому подчинена вся жизнь в семье.
Поскольку этим детям дома все дозволено, у них совершенно не развиты навыки самоограничения, необходимые для жизни в коллективе, отсутствует чувство товарищества. Они и в коллективе, не имея на то никаких оснований, стремятся занять лидирующее положение, а посему, как правило, отвергаются сверстниками. Особенную неприязнь вызывают они тем, что по всякому поводу жалуются родителям или педагогам.
Дети, воспитывающиеся по типу «кумир семьи», обычно обладают завышенной самооценкой, требуют от всех исключительного к себе внимания, любят подчеркнуть 64 свое превосходство. Отношения их со взрослыми двойственны: они ласковы, когда выполняются их требования и желания, грубы и дерзки при малейшем противоречии. С родными, особенно матерями, внешне излишне нежны, но эгоистичны и невнимательны по существу. Они преувеличенно чувствительны ко всякой беде и обвиняют всех в несправедливости, но справедливость их однобока— в отношении самих себя они очень снисходительны и не любят разбирать свои собственные поступки. «Я так хочу, мне так нравится!» — их обычные аргументы. В быту эти дети крайне не самостоятельны, они требуют постоянного ухода за собой. Таков портрет «оранжерейного» ребенка.
Ну кому из «нормальных» подростков захочется дружить с подобными неумехами и ябедами? Вполне понятно, что дети «оранжерейного» воспитания становятся отвергнутыми.
Иногда детей настолько ото всего оберегают, настолько лелеют, что они к школьному возрасту одеться-то самостоятельно не могут — ни пуговицы застегнуть, ни ботинки зашнуровать, а то даже и руки самостоятельно вымыть не могут.
Наиболее неприглядной из форм «оранжерейного» воспитания является воспитание по типу «кумир семьи». Этот тип воспитания, по словам ученых, способствует развитию у юного человека эгоистических установок, стремления к жажде признания. Ребенок в таких условиях воспитания пользуется излишней свободой, родители стараются исполнять все его желания и капризы, задаривают подарками, держат в центре внимания взрослых, без достаточных оснований подчеркивают якобы имеющиеся у них способности. Постепенно такое дитя превращается в маленького деспота, которому подчинена вся жизнь в семье.
Поскольку этим детям дома все дозволено, у них совершенно не развиты навыки самоограничения, необходимые для жизни в коллективе, отсутствует чувство товарищества. Они и в коллективе, не имея на то никаких оснований, стремятся занять лидирующее положение, а посему, как правило, отвергаются сверстниками. Особенную неприязнь вызывают они тем, что по всякому поводу жалуются родителям или педагогам.
Дети, воспитывающиеся по типу «кумир семьи», обычно обладают завышенной самооценкой, требуют от всех исключительного к себе внимания, любят подчеркнуть 64 свое превосходство. Отношения их со взрослыми двойственны: они ласковы, когда выполняются их требования и желания, грубы и дерзки при малейшем противоречии. С родными, особенно матерями, внешне излишне нежны, но эгоистичны и невнимательны по существу. Они преувеличенно чувствительны ко всякой беде и обвиняют всех в несправедливости, но справедливость их однобока— в отношении самих себя они очень снисходительны и не любят разбирать свои собственные поступки. «Я так хочу, мне так нравится!» — их обычные аргументы. В быту эти дети крайне не самостоятельны, они требуют постоянного ухода за собой. Таков портрет «оранжерейного» ребенка.
Ну кому из «нормальных» подростков захочется дружить с подобными неумехами и ябедами? Вполне понятно, что дети «оранжерейного» воспитания становятся отвергнутыми.