Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Неблагоприятная обстановка в семье

Нередко дети из неблагополучных семей остаются нравственно чистыми и здоровыми. Но это в тех случаях, когда они завоевывают достойное положение в детском коллективе. Причем в их психике зачастую обнаруживается своеобразная двойственность: они привержены к правде и справедливости, у них резко отрицательное отношение ко лжи — и в то же время в домашней обстановке, в целях защиты, они, бывает, прибегают к этой самой лжи, маскируя свои истинные чувства.

В неблагополучной семье адаптировавшиеся в школе подростки нередко обнаруживают и агрессивные тенденции, например в ответ на попытку родителей ударить подростка или при агрессивном поведении пьяного отца по отношению к матери. Подросток в целях защиты либо вступает в драку с пьяным отцом, либо, схватив острый или тяжелый предмет, занимает угрожающую оборонительную позицию.

Естественно, подобная двойственность не проходит для подростка бесследно, но все же далеко не всегда ведет к развитию отрицательных черт характера. Неблагополучная семейная обстановка компенсируется в какой-то мере положительными нравственными принципами, которые прививают подростку в школе, в пионерской организации, в комсомоле. Но, к сожалению, такого рода компенсация возникает не всегда.

Ничуть не легче и тем детям, которых родители держат, как говорится, в «ежовых рукавицах». И уж конечно, совсем плохо тем детям, чьи родители в ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание. Сторонники ремня обычно рассуждают так: «И меня били, а ничего — человек вышел!» Не очень хороший, скажем мягко, вышел человек, если все воспитание собственных детей сводит к тому, чтобы «отлупцевать» за малейшую провинность.

Как длительная неблагоприятная обстановка в семье, так и ременная педагогика постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва. Из создавшегося положения у ребенка-подростка имеются три выхода: 1) взбунтоваться, 2) приспособиться и 3) подчиниться.

Но как может «взбунтоваться» человек 12—15 лет? Есть термины, обозначающие таковой бунт: реакция протеста, реакция отказа, реакция имитации... Обо всех этих реакциях мы будем рассказывать во второй части книги, посвященной нервным заболеваниям.

Второй выход — приспособиться. Ничуть не лучше первого. Приспосабливаются обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Они вырабатывают особую поведенческую тактику: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах взрослых и, как компенсация, дурные поступки, злобные выходки и издевательства над слабыми в отсутствие взрослых, исподтишка.

У этих детей обычно не возникает школьной дезадаптации: учатся хорошо, дисциплины не нарушают. Педагоги, как правило, спокойны за их судьбу, что позволяет, по сути дела, беспрепятственно сформироваться таким отрицательным чертам характера, как скрытность, лицемерие, ханжество, лживость, эгоизм, завистливость, злобность, даже жестокость.



Новости и советы мамочкам.