Отроческие интересы и увлечения
На первых порах отроческие интересы и увлечения зачастую расплывчаты или нестойки. Подросток или же сразу записывается в несколько кружков и секций, или в течение короткого времени меняет их. На первых порах эти «пробы» не должны пугать. «Важно, чтобы были интересы и потребности,— пишет психолог Н. Вайзман, свидетельствующие о поступательном развитии личности ребенка... Пусть сегодня подросток записался в один кружок, через неделю — в другой. Не браните сразу его за непостоянство. Он ищет себя. Так нужно. Со временем придет устойчивость интересов. Лишь немногие дети сразу проявляют стойкую привязанность к чему-то одному. Плохо, когда у ребенка совсем нет интересов...»
И все-таки, когда подобные «пробы» затягиваются слишком надолго, это обстоятельство само по себе уже должно настораживать и родителей, и педагогов.
В идеале в старшем подростковом возрасте увлечения и интересы должны быть достаточно глубокими, должны научить ребенка отдавать всего себя любимому делу. Тогда и главное дело, дело всей жизни потом, в будущем, не пострадает.
И все-таки, когда подобные «пробы» затягиваются слишком надолго, это обстоятельство само по себе уже должно настораживать и родителей, и педагогов.
В идеале в старшем подростковом возрасте увлечения и интересы должны быть достаточно глубокими, должны научить ребенка отдавать всего себя любимому делу. Тогда и главное дело, дело всей жизни потом, в будущем, не пострадает.
Именно к этому нужно стремиться, тактично и неназойливо помочь юному человеку разобраться в своих возможностях и способностях, помочь в выборе своего дела.
Увлечения и интересы способствуют укреплению и стабилизации волевой и эмоциональной сферы юного человека.
В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам думает, как их осуществить. Но, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах.
Нередко родители считают своих детей-подростков «совершенно безвольными». Юный человек не держит своего слова, не может заставить себя вовремя сесть за уроки, не выполняет самим же составленный режим дня...
Но в то же самое время с настойчивостью, которой может позавидовать любой взрослый, подросток, к примеру, «накачивает мышцы», со всей страстью отдается спорту, коллекционированию, занятиям в драматическом кружке.
И это вполне естественно, поскольку волевые качества в этом возрасте тесно связаны с интересом, с заинтересованностью и увлеченностью подростка, т. е. с его эмоциональной сферой.
В отрочестве эмоциональная сфера, пожалуй, наиболее уязвимое место, своего рода ахиллесова пята отрочества. Именно в эмоциях юный человек еще долгое время остается ребенком.
Повышенная эмоциональность сквозит во всех делах и поступках подростка. Читает ли он книги или смотрит кинофильмы, обсуждает поступок товарища или готовится к школьному вечеру, деятельность его, по словам психологов В. А. Крутецкого и Н. С. Лукина, всегда бывает согрета ярким и сильным чувством. Именно благодаря повышенной эмоциональности, продолжают психологи, подростки нередко дают бурную реакцию радости, печали, гнева и возмущения. Резкой аффективной вспышкой реагируют подростки на несправедливость взрослых, на необоснованные подозрения и обвинения, вообще, на грубое и нетактичное обращение с ними, оскорбление своего достоинства.