Самооценка в отрочестве
Подросток старается подражать тому взрослому человеку, который ему симпатичен, а подражая, он тем самым совершенствует свои личные качества. У юного человека постепенно формируется критическая оценка своего поведения и своих личных качеств, т. е. самооценка.
Правда, самооценка в отрочестве еще чрезвычайно неустойчива. Свои недостатки подросток вольно или невольно пытается как бы снивелировать, компенсировать их достоинствами.
Не обучен подросток, допустим, хорошим манерам, и он демонстративно пренебрегает условностями поведения. Не дается ему учеба — и он уже готов отрицать важность успеваемости. Причем находит примеры из жизни, когда тот или иной человек, неважно учившийся в школе, стал хорошим специалистом, ученым, писателем или артистом. Не повезло с внешними данными — и уже готово утверждение, что главное в человеке — ум.
Самооценка в этом возрасте порой резко меняется: удачно сострил — и уже мнит себя остроумнейшим собеседником; малейший неуспех, малейшая неудача — гений превращается в бездарность, никчемного тупицу.
Самооценка является составной частью самосознания, а самосознание — одним из основных крмпонентов личности. Поэтому воспитать у подростка правильную, адекватную его возможностям самооценку — чрезвычайно важная педагогическая задача.
Однако в этом возрасте существует известное противоречие между явно выраженной потребностью к самосознанию и самооценке и неумением осуществить эту потребность.
Неправильная самооценка подростков может иметь далеко идущие последствия. У подростка появляется естественное стремление занять соответствующее его представлению о себе место в коллективе. И это обстоятельство нередко приводит к конфликтам, как внутренним, так и внешним.
Потребность в самосознании диктует подростку более пристальное, чем на предыдущих возрастных этапах, внимание к своему «я», заставляет его разобраться, кто он есть, чем его «я» отличается от других, в чем неповторимость его «я». Попытки эти большей частью безуспешны.
В одном из недавних фильмов девочка-героиня так объяснила своему бывшему другу преимущество его соперника: «Ты мне все время дарил себя, а он мне подарил меня». Знаменательные слова!
Помочь юному человеку «найти себя», «подарить» ему самого себя — важнейшая педагогическая задача.
Правда, самооценка в отрочестве еще чрезвычайно неустойчива. Свои недостатки подросток вольно или невольно пытается как бы снивелировать, компенсировать их достоинствами.
Не обучен подросток, допустим, хорошим манерам, и он демонстративно пренебрегает условностями поведения. Не дается ему учеба — и он уже готов отрицать важность успеваемости. Причем находит примеры из жизни, когда тот или иной человек, неважно учившийся в школе, стал хорошим специалистом, ученым, писателем или артистом. Не повезло с внешними данными — и уже готово утверждение, что главное в человеке — ум.
Самооценка в этом возрасте порой резко меняется: удачно сострил — и уже мнит себя остроумнейшим собеседником; малейший неуспех, малейшая неудача — гений превращается в бездарность, никчемного тупицу.
Самооценка является составной частью самосознания, а самосознание — одним из основных крмпонентов личности. Поэтому воспитать у подростка правильную, адекватную его возможностям самооценку — чрезвычайно важная педагогическая задача.
Однако в этом возрасте существует известное противоречие между явно выраженной потребностью к самосознанию и самооценке и неумением осуществить эту потребность.
Неправильная самооценка подростков может иметь далеко идущие последствия. У подростка появляется естественное стремление занять соответствующее его представлению о себе место в коллективе. И это обстоятельство нередко приводит к конфликтам, как внутренним, так и внешним.
Потребность в самосознании диктует подростку более пристальное, чем на предыдущих возрастных этапах, внимание к своему «я», заставляет его разобраться, кто он есть, чем его «я» отличается от других, в чем неповторимость его «я». Попытки эти большей частью безуспешны.
В одном из недавних фильмов девочка-героиня так объяснила своему бывшему другу преимущество его соперника: «Ты мне все время дарил себя, а он мне подарил меня». Знаменательные слова!
Помочь юному человеку «найти себя», «подарить» ему самого себя — важнейшая педагогическая задача.