Противоречивость подростков
Один наш знакомый журналист рассказывал, что в 15—16 лет он серьезно увлекся кибернетикой, читал специальную литературу, понять которую во всей глубине еще не был в состоянии. Но усердно изучал все новинки, выучился бегло читать по-английски, чтобы знать все новости в этой области, делал большое количество выписок. Ни кибернетиком, ни электронщиком он не стал. Но работа с литературой помогла ему в дальнейшем ясно и точно излагать свои мысли, помогла в овладении русским языком, все меньше и меньше допускал он грамматических ошибок в своих сочинениях. Ну, и, наконец, английский язык...
Таким образом, увлечение помогло этому человеку в овладении его будущей профессией.
Именно возникающее в этом возрасте чувство взрослости, стремление к ней и ее признание являются основанием для усвоения и постепенного овладения подростком существующими в мире взрослых морально-этическими нормами и соответствующими им способами поведения.
Естественно, в реальной жизни все происходит значительно сложнее, поскольку для подростков характерен негативизм, который сочетается со свойственной отроческому возрасту склонностью к прямолинейным и опрометчивым обобщениям, к категоричности и бескомпромиссности суждений. Нередко приблизительное знание о чем-либо подросток возводит в степень всеобщего закона...
Но если взаимоотношения в семье нарушены, то неизбежно нарушаются и внутренний мир юного человека, и его мироощущение, и миропонимание.
Ненормальные отношения между родными людьми в семье подросток переносит на отношения людей вообще. «Хороших людей вообще нет,— заявляет подросток.— А всё, что говорят в школе и пишут в книгах,— ложь!» Встретится подростку один фальшивый человек — и уже готов вывод: лицемерят все...
Конечно, по мере взросления, под влиянием окружающей действительности подросток постепенно высвобождается от подобных обобщений, но урон его личности уже нанесен. Ведь именно в этот период могут сформироваться такие отрицательные черты характера, как эгоизм, индивидуализм, лицемерие, приспособленчество, потребительское отношение к жизни и т. д.
Противоречивость подростков сказывается и на отношении их к другим людям, и на их оценке других людей — и сверстников, и взрослых. Максимализм, категоричность и безоговорочность — вот наиболее характерные определения этих оценок.
Таким образом, увлечение помогло этому человеку в овладении его будущей профессией.
Именно возникающее в этом возрасте чувство взрослости, стремление к ней и ее признание являются основанием для усвоения и постепенного овладения подростком существующими в мире взрослых морально-этическими нормами и соответствующими им способами поведения.
Естественно, в реальной жизни все происходит значительно сложнее, поскольку для подростков характерен негативизм, который сочетается со свойственной отроческому возрасту склонностью к прямолинейным и опрометчивым обобщениям, к категоричности и бескомпромиссности суждений. Нередко приблизительное знание о чем-либо подросток возводит в степень всеобщего закона...
Но если взаимоотношения в семье нарушены, то неизбежно нарушаются и внутренний мир юного человека, и его мироощущение, и миропонимание.
Ненормальные отношения между родными людьми в семье подросток переносит на отношения людей вообще. «Хороших людей вообще нет,— заявляет подросток.— А всё, что говорят в школе и пишут в книгах,— ложь!» Встретится подростку один фальшивый человек — и уже готов вывод: лицемерят все...
Конечно, по мере взросления, под влиянием окружающей действительности подросток постепенно высвобождается от подобных обобщений, но урон его личности уже нанесен. Ведь именно в этот период могут сформироваться такие отрицательные черты характера, как эгоизм, индивидуализм, лицемерие, приспособленчество, потребительское отношение к жизни и т. д.
Противоречивость подростков сказывается и на отношении их к другим людям, и на их оценке других людей — и сверстников, и взрослых. Максимализм, категоричность и безоговорочность — вот наиболее характерные определения этих оценок.
У подростков чаще всего нет полутонов: каждый человек для них отрицательный во всех отношениях или, наоборот, положительный. При этом огромнейшую роль играет первое впечатление.
Какой-то импонирующий подростку поступок, какая-то привлекательная для подростка черта в человеке вызывает у него порой устойчивое положительное отношение, иногда идеализацию этого человека вне зависимости от других его качеств, которые могут быть далеко не идеальными.
А иногда достаточно одной оплошности, одной ошибки — и подросток готов презирать человека, допустившего её.