Творческие личности
Творческими личностями (в особенности деятелями искусства и учеными) чаще становятся «художники» и «мыслители». Поэтому так важно, чтобы у представителей этих «типов» не была утрированно развита лишь одна — ведущая — сигнальная система. Важно, повторяем, относительное преобладание, относительное превосходство одной системы над другой.
Опасность утрированного преобладания одной из систем очень часто возникает при неправильном воспитании одаренных детей, вундеркиндов, тогда, когда родители искусственно подстегивают развитие их способностей («художественных» или «мыслительных» — неважно!).
В результате развитие юного гения становится односторонним, дисгармоничным, чревато возникновением нервных расстройств, что в конечном счете ведет к снижению и творческих потенций. При прежнем, добавим, уровне притязаний. «Дело в том,— предупреждает академик А. В. Петровский,— что интеллектуальная, практическая, нравственная, эмоциональная и прочие сферы деятельности ребенка формируются отнюдь не синхронно. Обгоняя сверстников в одном, вундеркинд отстает от них в другом... Имея дело с одаренным ребенком, на первый план надо выдвигать не вопрос о дальнейшем его триумфе в той области, в которой он проявляет дарование, а задачу формирования его личности, в которой способности — лишь один из компонентов ее структуры. Реальная опасность в том, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства, одаренный ребенок в связи с незрелостью своей моральной и эмоциональной сферы не найдет себе места и в мире взрослых».
Помимо дисгармоничного развития личности, помимо нервных расстройств, часто сопутствующих дисгармонии, юные гении, обогнавшие в развитии своих сверстников, благодаря стараниям родителей или (бывает!) педагогов, лишаются еще важнейшей привилегии отрочества—; чистой и бескорыстной дружбы. В личной жизни эти люди, когда становятся взрослыми, в большинстве случаев несчастны, неприкаянны, одиноки...
Опасность утрированного преобладания одной из систем очень часто возникает при неправильном воспитании одаренных детей, вундеркиндов, тогда, когда родители искусственно подстегивают развитие их способностей («художественных» или «мыслительных» — неважно!).
В результате развитие юного гения становится односторонним, дисгармоничным, чревато возникновением нервных расстройств, что в конечном счете ведет к снижению и творческих потенций. При прежнем, добавим, уровне притязаний. «Дело в том,— предупреждает академик А. В. Петровский,— что интеллектуальная, практическая, нравственная, эмоциональная и прочие сферы деятельности ребенка формируются отнюдь не синхронно. Обгоняя сверстников в одном, вундеркинд отстает от них в другом... Имея дело с одаренным ребенком, на первый план надо выдвигать не вопрос о дальнейшем его триумфе в той области, в которой он проявляет дарование, а задачу формирования его личности, в которой способности — лишь один из компонентов ее структуры. Реальная опасность в том, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства, одаренный ребенок в связи с незрелостью своей моральной и эмоциональной сферы не найдет себе места и в мире взрослых».
Помимо дисгармоничного развития личности, помимо нервных расстройств, часто сопутствующих дисгармонии, юные гении, обогнавшие в развитии своих сверстников, благодаря стараниям родителей или (бывает!) педагогов, лишаются еще важнейшей привилегии отрочества—; чистой и бескорыстной дружбы. В личной жизни эти люди, когда становятся взрослыми, в большинстве случаев несчастны, неприкаянны, одиноки...