«Художники», «мыслители»
При изучении высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил две сигнальные системы.
При помощи первой сигнальной системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная система как у человека, так и у животных имеет дело с конкретными образами внешнего мира. Сюда же относятся и внутренние ощущения, например боль.
Слово, речь, согласно учению И. П. Павлова, составили вторую, специфическую только для человека, сигнальную систему.
Правда, следует оговориться, в последние годы получены довольно весомые доказательства наличия элементов разумности у некоторых высших животных. Появились работы, в которых доказывается, что, например, дельфины обладают «речью»: звуки, издаваемые ими, имеют разносигнальное значение. Выходит, эти животные обладают зачатками второй сигнальной системы? Да! Но именно зачатками! Ибо речь их не выходит за рамки конкретных образов и ситуаций. Только у человека вторая сигнальная система развивается в полном объеме, становится физиологической основой мышления.
Эта система, по словам И. П. Павлова, является высшим регулятором человеческого поведения. Перерабатывая информацию из окружающей среды, вторая сигнальная система формирует соответствующие сознательные реакции человека, обусловливает его поведение и поступки.
В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов выделил три, свойственных только человеку, типа высшей нервной деятельности, художественный тип — при относительном преобладании первой сигнальной системы, мыслительный — при относительном преобладании второй и средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности сигнальных систем.
Подростки с художественным типом высшей нервной деятельности (назовем их условно «художниками») характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления, богатством воображения, фантазии, они более склонны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют, участвуют в художественной самодеятельности, а при наличии таланта становятся в дальнейшем профессиональными литераторами, художниками, артистами.
«Мыслители» же более расположены к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортивных игр многие из них предпочитают шахматы. Это, так сказать, положительные стороны того и другого типа. При неправильном воспитании развиваются и отрицательные качества. Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, по свидетельству психологов, нередко всецело зависят от сиюминутного настроения. Эти люди крайне непоследовательны, их суждения и оценки переменчивы, обещания ненадежны. Они часто склонны ко лжи, причем лгут, как говорится, искренне и правдиво. Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое, они легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры...
При помощи первой сигнальной системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная система как у человека, так и у животных имеет дело с конкретными образами внешнего мира. Сюда же относятся и внутренние ощущения, например боль.
Слово, речь, согласно учению И. П. Павлова, составили вторую, специфическую только для человека, сигнальную систему.
Правда, следует оговориться, в последние годы получены довольно весомые доказательства наличия элементов разумности у некоторых высших животных. Появились работы, в которых доказывается, что, например, дельфины обладают «речью»: звуки, издаваемые ими, имеют разносигнальное значение. Выходит, эти животные обладают зачатками второй сигнальной системы? Да! Но именно зачатками! Ибо речь их не выходит за рамки конкретных образов и ситуаций. Только у человека вторая сигнальная система развивается в полном объеме, становится физиологической основой мышления.
Эта система, по словам И. П. Павлова, является высшим регулятором человеческого поведения. Перерабатывая информацию из окружающей среды, вторая сигнальная система формирует соответствующие сознательные реакции человека, обусловливает его поведение и поступки.
В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов выделил три, свойственных только человеку, типа высшей нервной деятельности, художественный тип — при относительном преобладании первой сигнальной системы, мыслительный — при относительном преобладании второй и средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности сигнальных систем.
Подростки с художественным типом высшей нервной деятельности (назовем их условно «художниками») характеризуются яркостью и непосредственностью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления, богатством воображения, фантазии, они более склонны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют, участвуют в художественной самодеятельности, а при наличии таланта становятся в дальнейшем профессиональными литераторами, художниками, артистами.
«Мыслители» же более расположены к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Их больше привлекают теоретические науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортивных игр многие из них предпочитают шахматы. Это, так сказать, положительные стороны того и другого типа. При неправильном воспитании развиваются и отрицательные качества. Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, по свидетельству психологов, нередко всецело зависят от сиюминутного настроения. Эти люди крайне непоследовательны, их суждения и оценки переменчивы, обещания ненадежны. Они часто склонны ко лжи, причем лгут, как говорится, искренне и правдиво. Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое, они легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры...