Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Все возрасты не покорны

Название второй части книги дано нами в противовес устоявшемуся привычному выражению «безмятежное детство». К сожалению, само это понятие «безмятежное детство» существует, пожалуй, только в представлениях взрослых людей, забывших о тревогах и мятежах собственного детства.

Хотя чем не безмятежное детство? Нынешние дети имеют как будто бы все, чего душа ни пожелает. И питание — не в пример военному или послевоенному времени, и огромное количество самых разнообразных игрушек,, о которых их матери и отцы, а тем более бабушки и дедушки даже и не мечтали. И отдельную — свою!—комнату они обычно имеют. И учебники, и тетради в неограниченном количестве. И не на газетных страницах (грубо сшитых из газет тетрадей) пером, примотанным ниткой к карандашу или простой палочке, полузамерзшими вязкими чернилами в холодном классе приходится им выводить первые буквы.

И в более позднем возрасте — и модная одежда, и самые современные стереомагнитофоны, и книги, и карманные деньги, и специальные школы, и спортивные секции, и самые разнообразные кружки, и...

А они бунтуют! Уже первый крик — это не только просьба о помощи, но и мощное требование заботы о себе. А плач малыша, когда он проголодался или требует ухода! Что уж говорить о периоде «я сам», о котором мы рассказывали. Или о периоде школьной тяги к самостоятельности.

И уж тем более о какой безмятежности может идти речь особенно в период пубертатного криза. Весь пубертат — от начала до конца — характеризуется мятежом: мятежом против ли неправильных методов воспитания, против ли непризнания законных прав взрослеющей личности.

А мятеж в этом возрасте (да и в более ранние) чреват порою серьезнейшими последствиями —нервным срывом и развитием нервно-психического заболевания с дальнейшим патологическим формированием личности.

Данный термин (патологическое развитие личности) впервые введен в научный обиход в 1910 г. немецким психиатром К. Ясперсом. И очень долгое время вокруг именно этого термина бушевали научные страсти и споры.

Многие из психиатров трактовали возможность подобного развития только как динамику психопатий, т. е. признавали возможность патологического формирования личности лишь у детей с врожденными грубыми поломками в центральной нервной системе. Однако такое смешение понятий — патологическое развитие личности и психопатия,— по словам профессора Г. Е. Сухаревой, не только не соответствовало клиническим фактам, но и являлось чрезвычайно вредным.

В самом деле, если признать, что патологическое формирование личности наследственно обусловлено, чуть ли не генетически запрограммировано, а неблагоприятные социальные факторы, отрицательная окружающая среда, неправильные методы воспитания — только провоцирующие агенты, играющие второстепенную роль, то закономерно вытекает вывод о фатальности человеческой судьбы. Ведь в таком случае и «нормальное» формирование личности следует считать запрограммированным чуть ли не в момент зачатия.

Короче говоря, подобный подход к проблеме формирования личности неизбежно заводил и заводит в непроходимые дебри идеалистических теорий, способствует развитию педагогического нигилизма, снимает с родителей и учителей ответственность за неправильное воспитание.



Новости и советы мамочкам.