Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

«Тихие» подростки

Вот что написала в редакцию молодежной газеты об одном из своих бывших воспитанников учительница Г. Сорокина: «Саша М. никогда и ни к кому за помощью не обращался, ему она была не нужна... дисциплины не нарушал, учился без двоек. В классе как будто нет его, настолько тих и незаметен. И у меня, педагога, ни разу не возникло повода беспокоиться за его будущее. Только потом узнала я, что стоило ему выйти за двери школы, как он начинал изощренно ругаться, говорить пошлости об одноклассницах... Не увидела, не поняла, не разобралась. Теперь он — человек взрослый. Злой человек. И зло его тем опаснее, что носит оно скрытый и утонченный характер».

Не менее выразительный и яркий пример привела та же учительница по поводу воспитания типа «золушка»: «И вот, получаю вдруг отчаянное письмо от неизвестной девочки. Она рассказывает, что целый день занята работой по хозяйству: уборка в доме, уход за скотиной, заготовка дров... И что ни делает — все плохо: полы вымыты нечисто, пилу держит не так. В семье не пьют, но без отборной брани не обходятся... Усталая, девочка садится вечером за учебники, но родители гасят свет, заявляя, что уроки надо учить днем, нечего зря расходовать электричество. Одноклассники ходят на школьные вечера, занимаются в кружках, а Тане некогда. Подруги ее сторонятся, не с кем ей поделиться. Учителя? Они разве только поругают ее иной раз за невыученный урок...»

К счастью, на жизненном пути девочки встретился опытный педагог, сильный и отзывчивый человек, беду удалось предотвратить.

Но так бывает далеко не всегда. Чаще побеждают родители. Особенно часто терпят фиаско дети со слабым типом высшей нервной деятельности. Тяжеловесный семейный пресс беспощадно давит в ребенке все истинно человеческое.

Дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, некоммуникабельными, слезливыми, мнительными, неуверенными в своих силах... Хорош набор, не правда ли?

«В школе они,— писала известный детский психоневролог Г. Е. Сухарева,— иногда производят впечатление несообразительных, даже умственно отсталых, тогда как в действительности их плохие отметки обусловлены робостью, боязнью неудачи и последующего наказания со стороны родителей. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью».

Даже настоящими шутами сделаться они не могут. Их обычно делают шутами благополучные сверстники: то спрячут портфель или тетради с домашними заданиями, то изрисуют классную доску в момент их дежурства и забросят тряпку, то перед уроком раскрасят им физиономии углем, красками, а то и фломастерами.

Вот уж, действительно, такие дети вполне подготовлены к нервному срыву, к развитию невроза. В лучшем случае они уходят от реальной жизни в мир фантазий, становятся замкнутыми, молчаливыми, угрюмыми...

Для «раздавленных» детей характерны, кроме того, полная социальная растерянность, пассивность — даже в самых простейших житейских делах, повышенная внушаемость.

Именно эти их качества приводят к тому, что они легко попадают под влияние сильной личности, оказываются втянутыми в дурные компании, скатываются на антисоциальный путь.

Прав А. С. Макаренко, говоривший, что из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство.



Новости и советы мамочкам.