Смена настроения у подростков
Несколько лет назад в нашей печати сообщалось об одном трагическом случае. Девочка написала мальчику записку с признанием в любви. Записка попала в руки учителя, потом директора. Директор вызвал мать и в присутствии девочки и всех учителей прочитал записку. От нестерпимой обиды, от грубого вмешательства в интимный мир девочка вне себя выскочила из школы, побежала на линию железной дороги и бросилась под поезд.
Конечно, самоубийство подростков — это исключительные случаи. Но сколько тяжелых переживаний выпадает на их долю из-за неосторожного, бестактного обращения взрослых. Обидеть подростка легко. Иногда достаточно одного, на первый взгляд пустякового замечания. Так же как и самооценка, настроение подростков неустойчивое, для них характерна частая, быстрая и порой резкая смена настроения.
Конечно, самоубийство подростков — это исключительные случаи. Но сколько тяжелых переживаний выпадает на их долю из-за неосторожного, бестактного обращения взрослых. Обидеть подростка легко. Иногда достаточно одного, на первый взгляд пустякового замечания. Так же как и самооценка, настроение подростков неустойчивое, для них характерна частая, быстрая и порой резкая смена настроения.
Неуспех, обида, неожиданная неприятность часто ввергают их в состояние душевной депрессии. В дневниках подростков то и дело можно прочитать: «тоска ужасная», «настроение паршивое», «мне тошно», «ничего не хочется делать» и даже—«жить не хочется».
Смена настроения зачастую довольно резко отражается на взаимоотношениях подростков, на отношении их к другим людям, даже к тем, к кому они привязаны, кого уважают, кого любят.
Неожиданная грубость по отношению к родителям или любимым педагогам, внезапная холодность в отношениях с друзьями — все это нередко следствие перепадов настроения.
Чувствуя свою эмоциональную уязвимость, подросток очень часто ищет защиту в грубости и холодности, этакой непроницаемой толстокожести, а иногда даже и жестокости...
«Так, грубость,— по словам психолога П. М. Якобсона,— может быть не только проявлением невоспитанности, но и парадоксальной формой переживания нежности. Именно потому, что подросток испытал нежность и ему стало стыдно от этого («я уже взрослый!»), он может проявить грубость».
Именно эту сторону повышенной эмоциональности подростка необходимо корректировать, ибо сама по себе повышенная эмоциональность, детская непосредственность у подростков не недостаток, а одно из достоинств отрочества, один из главных помощников при воспитании человека — страстного и увлеченного, отзывчивого на радость и горе других людей, способного сопереживать, способного пожертвовать своими личными благами и личным спокойствием ради благородного дела, непримиримого ко злу и несправедливости.