Таинственная душа подростка
«Многолетние наблюдения над жизнью и работой школьных коллективов приводили к выводу: в подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками — что-то таинственное, непонятное происходит с ними» — так писал о душевной жизни, о психической организации подростков выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский.
Да, духовный мир, душевная жизнь подростка чрезвычайно сложны и противоречивы. Отроческий возраст — переходный возраст, переходный от детства к взрослости. В связи с этим в психике подростка самым сложнейшим образом переплетены черты как взрослости, так и детскости. «Психология полуребенка, полувзрослого»,— писала по этому поводу Н. К. Крупская. И порой даже самым опытным педагогам, по сути дела, невозможно разобраться в сложной гамме душевных переживаний их воспитанников.
Да, духовный мир, душевная жизнь подростка чрезвычайно сложны и противоречивы. Отроческий возраст — переходный возраст, переходный от детства к взрослости. В связи с этим в психике подростка самым сложнейшим образом переплетены черты как взрослости, так и детскости. «Психология полуребенка, полувзрослого»,— писала по этому поводу Н. К. Крупская. И порой даже самым опытным педагогам, по сути дела, невозможно разобраться в сложной гамме душевных переживаний их воспитанников.
А чтобы правильно и справедливо судить о ребенке, нам нужно, по словам Н. И. Пирогова, не переносить подростка из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. Но как раз именно в этот возрастной период чрезвычайно усложняется проникновение взрослого во внутренний мир юного человека, потому что сам он далеко не всегда приоткрывает воспитателю завесы над своими тайнами.
Вот что сказал бы подросток, писал В. А. Сухомлинский, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы он захотел откровенно обо всем сказать: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мною высокаягора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечи сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
В данном отрывке образно и ярко описан один из важных психологических феноменов отрочества. Начиная с Л. С. Выготского, все советские психологи считают этот феномен главным в душевной жизни подростка. Его так и называют: «чувство взрослости».
Главным, но, безусловно, не единственным.
Однако, исходя из целей, поставленных нами, мы в нашей книге попытаемся как бы расчленить сложную психику подростка и о каждой особенности его психики рассказать в отдельности.