Сангвинический темперамент
Сангвинический темперамент И. П. Павлов признавал как наиболее совершенный. Подростки-сангвиники легко и быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, быстро схватывают материал, при правильном воспитании они выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много приятелей, они обладают всеми качествами хорошего товарища и друга, нередко это признанные лидеры в коллективе подростков.
Нас могут спросить: если сангвинический темперамент наиболее совершенен, то люди, у которых сформировался флегматический, холерический или меланхолический темперамент, в какой-то мере неполноценны? Отнюдь нет! Сам по себе темперамент не определяет ни общественной сущности, ни социальной ценности, ни интеллектуального развития человека.
Так, уравновешенный подвижный сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем и, наоборот, робкий, застенчивый меланхолик при правильном воспитании становится деятельным, принципиальным человеком. Флегматик, например, в одних условиях становится холодным и расчетливым стяжателем, единственная цель жизни которого — накопление денег, а в других — добросовестным увлеченным делом работником. Холерик при коррекции отрицательных сторон его темперамента может стать способным руководителем, общественным деятелем, он сумеет «зажечь» людей, повести их за собой.
При любом темпераменте, утверждают ученые, можно развить все общественно необходимые свойства личности. Можно привести немало исторических примеров. Так, у Пушкина, например, можно отметить ярко выраженные черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у Крылова— флегматического. Именно от воспитания зависит, какие стороны того или иного темперамента будут в человеке преобладать. Например, у меланхоликов надо в первую очередь развивать самостоятельность, решительность, упорство. Огромное значение для воспитания подобных черт имеют подвижные соревновательные игры (волейбол, баскетбол, теннис, пинг-понг), вообще спорт.
Безусловно, вовлекать таких подростков в подвижные игры, в спорт нужно постепенно и осторожно. Меланхолический темперамент никак не препятствие для выдающихся спортивных достижений, но если даже и не будет выдающихся достижений, занятия спортом дадут подростку-меланхолику возможность вкусить радость преодоления препятствий, помогут ему одержать победу прежде всего над своей робостью, нерешительностью и неуклюжестью.
Не менее важны спорт и подвижные игры при воспитании подростков-флегматиков. И уж, конечно, чрезвычайно важны они для подростков с холерическим темпераментом, поскольку помогут таким детям направить в нужное русло свою неуемную энергию.
Нас могут спросить: если сангвинический темперамент наиболее совершенен, то люди, у которых сформировался флегматический, холерический или меланхолический темперамент, в какой-то мере неполноценны? Отнюдь нет! Сам по себе темперамент не определяет ни общественной сущности, ни социальной ценности, ни интеллектуального развития человека.
Так, уравновешенный подвижный сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем и, наоборот, робкий, застенчивый меланхолик при правильном воспитании становится деятельным, принципиальным человеком. Флегматик, например, в одних условиях становится холодным и расчетливым стяжателем, единственная цель жизни которого — накопление денег, а в других — добросовестным увлеченным делом работником. Холерик при коррекции отрицательных сторон его темперамента может стать способным руководителем, общественным деятелем, он сумеет «зажечь» людей, повести их за собой.
При любом темпераменте, утверждают ученые, можно развить все общественно необходимые свойства личности. Можно привести немало исторических примеров. Так, у Пушкина, например, можно отметить ярко выраженные черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у Крылова— флегматического. Именно от воспитания зависит, какие стороны того или иного темперамента будут в человеке преобладать. Например, у меланхоликов надо в первую очередь развивать самостоятельность, решительность, упорство. Огромное значение для воспитания подобных черт имеют подвижные соревновательные игры (волейбол, баскетбол, теннис, пинг-понг), вообще спорт.
Безусловно, вовлекать таких подростков в подвижные игры, в спорт нужно постепенно и осторожно. Меланхолический темперамент никак не препятствие для выдающихся спортивных достижений, но если даже и не будет выдающихся достижений, занятия спортом дадут подростку-меланхолику возможность вкусить радость преодоления препятствий, помогут ему одержать победу прежде всего над своей робостью, нерешительностью и неуклюжестью.
Не менее важны спорт и подвижные игры при воспитании подростков-флегматиков. И уж, конечно, чрезвычайно важны они для подростков с холерическим темпераментом, поскольку помогут таким детям направить в нужное русло свою неуемную энергию.
Ни в коем случае нельзя считать, что сангвинический темперамент — гарантия правильного и гармонического развития. Нет! Длительная психотравмирующая ситуация (пьянство родителей, ссоры, распад семьи, ременная педагогика), с одной стороны, и изнеживающее воспитание, оранжерейная обстановка, воспитание по типу «кумир семьи», с другой, могут расшатать нервную организацию подростка-сангвиника, инвалидизировать тип его высшей нервной деятельности.
В то же время при благоприятных условиях, при правильном воспитании «приобретенные свойства личности,— как писал известный советский психиатр А. М. Халецкий,— могут оказывать существенное влияние на проявление темперамента, например, возбудимый (холерический) тип сделать более сдержанным; меланхолический... достаточно устойчивым, активным, а флегматический тип — относительно подвижным, с тренированной способностью к переключению с одного вида деятельности на другой».