Про меланхоликов и флегматиков
Еще в более осторожном и тактичном отношении нуждаются меланхолики. Им порой трудно в коллективе, они не могут постоять за себя, часто попадают под чужое влияние, нередко их обижают, дразнят. Эти подростки легко теряются, поэтому их устные ответы на уроках заметно слабее письменных, особенно домашних работ.
Подростки-меланхолики обычно инертны, робки, стеснительны, повышенно плаксивы. Но опять же нет никакой фатальной неизбежности нервного срыва, неизбежности превратиться в пренебрегаемых, изолированных, отверженных. Учитель всегда может найти способ защитить этих ребят от насмешек и шуток одноклассников, выявить скрытые таланты, которые всегда у таких подростков есть, и тем самым повысить их престиж в коллективе.
Только неблагоприятные психотравмирующие ситуации дома или в школе, неправильный педагогический подход, чересчур резкое подстегивание меланхоликов может расшатать их нервную систему со всеми вытекающими из этого последствиями.
Подростки-флегматики отличаются организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Они аккуратны, опрятны, исполнительны. Речь у них спокойная, замедленная, отсутствуют яркие эмоции, жестикуляции и мимика. В шумных подвижных играх они обычно не участвуют из-за своей медлительности. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Никто из них не становится вожаком в ребячьей среде, хотя они зачастую и пользуются авторитетом, как справедливые, рассудительные и знающие. Именно к ним нередко идут за советом, для разрешения различных споров.
Однако есть при воспитании подростков-флегматиков одна серьезная опасность, на которую указывает психолог Л. М. Фонарев. «Привычки, которые вырабатываются у таких детей,— предупреждает он,— приобретают в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанности должны быть основательно продуманы родителями. Перевоспитание детей с флегматичным темпераментом—трудное занятие для родителей и нелегкое для ребят».
Трудными или нервными флегматики становятся тогда, когда родители, а иногда и педагоги неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность, более того — попрекают ею или даже смеются над их «тугодумием», грубо и поспешно пытаются их переломить.