Темперамент холерика
«Неблагоприятное положение этих детей в среде сверстников,— говорилось на IV симпозиуме детских психиатров социалистических стран,— вызывает у них ряд компенсаторных реакций, чаще инфантильного характера. Низко оценивая себя по интеллекту, они нередко дают себе самые высокие оценки по силе, красоте и росту. Стремясь обеспечить себе успех любыми средствами, они сосредоточивают свою деятельность в кругу детей младшего возраста, что еще больше затрудняет их вживание в школьные условия и, усложняя их положение в классе, способствует снижению самооценки и уровня притязаний. Эта ситуация является основной причиной патологических реакций и невротических состояний, возникающих у них в более старшем возрасте».
Да, именно таков типичный путь холерика к «трудности» или «нервности». Типичный, но отнюдь не обязательный.
С первых же дней учитель должен учитывать чрезмерную подвижность ребенка-холерика. Можно его, например, назначить себе в помощники, тогда в течение урока он поможет разложить картинки или другие учебные пособия, сотрет с доски или даже намочит тряпку. Таким образом, чрезмерная двигательная активность ребенка будет направлена в нужное русло.
Ребенка-холерика учитель может еще использовать и как своего рода лакмусовую бумажку, именно холерик первый отреагирует на снижение темпа урока, на неинтересность объясняемого учебного материала.
Холерики — задорные, боевые, активные дети, особенно в подростковом возрасте. Благодаря своей яркой эмоциональности, силе побуждений, легкой «зажигаемости», смелости и открытости они нередко становятся заводилами в среде ребят, вовлекают их в различные романтические предприятия.
Необходимо умело использовать все эти качества подростков-холериков. Хуже, если таких подростков пытаются переломить.
Особенно остро реагируют холерики на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Когда активность таких подростков стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия, с одной стороны, между естественными потребностями юного человека, обусловленные особенностями его нервной системы, и, с другой стороны, представлениями родителей о том, как должен вести себя воспитанный ребенок. Очень часто эти непримиримые противоречия приводят к «трудности» или «нервности» подростков.
Да, именно таков типичный путь холерика к «трудности» или «нервности». Типичный, но отнюдь не обязательный.
С первых же дней учитель должен учитывать чрезмерную подвижность ребенка-холерика. Можно его, например, назначить себе в помощники, тогда в течение урока он поможет разложить картинки или другие учебные пособия, сотрет с доски или даже намочит тряпку. Таким образом, чрезмерная двигательная активность ребенка будет направлена в нужное русло.
Ребенка-холерика учитель может еще использовать и как своего рода лакмусовую бумажку, именно холерик первый отреагирует на снижение темпа урока, на неинтересность объясняемого учебного материала.
Холерики — задорные, боевые, активные дети, особенно в подростковом возрасте. Благодаря своей яркой эмоциональности, силе побуждений, легкой «зажигаемости», смелости и открытости они нередко становятся заводилами в среде ребят, вовлекают их в различные романтические предприятия.
Необходимо умело использовать все эти качества подростков-холериков. Хуже, если таких подростков пытаются переломить.
Особенно остро реагируют холерики на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Когда активность таких подростков стараются сдержать постоянными запретами, возникают непримиримые противоречия, с одной стороны, между естественными потребностями юного человека, обусловленные особенностями его нервной системы, и, с другой стороны, представлениями родителей о том, как должен вести себя воспитанный ребенок. Очень часто эти непримиримые противоречия приводят к «трудности» или «нервности» подростков.