Холерики, меланхолики...
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов, процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью.
И. П. Павлов различал четыре основных типа центральной нервной системы: один слабый и три сильных — сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный.
И. П. Павлов различал четыре основных типа центральной нервной системы: один слабый и три сильных — сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный.
Эти типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанным еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения мы будем и впредь пользоваться в основном гиппократовскими терминами, хотя полного соответствия между классификациями Павлова и Гиппократа нет.
В последнее время некоторые психологи заговорили об индивидуальном темпе развития ребенка, о врожденном биологическом ритме. Возможно, когда-нибудь, в будущем, удастся заменить термин «темперамент» каким-либо другим, более точным, но мы пока не будем предвосхищать будущее.
Наиболее подвержены нервно-психическим заболеваниям холерики и меланхолики, именно эти дети требуют к себе вдумчивого и внимательного отношения.
Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.
Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...
Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.
Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.