Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Формы подкрепления

Отрицательными подкреплениями являются разные формы наказания: порицание, выражение недовольства, которыми воспитатель воздействует на ребенка, когда тот допустил ошибку, проступок, вел себя неправильно. Связи, образующиеся при этом в коре мозга ребенка, восстанавливают неприятные переживания, т. е. чувство неудовольствия. Эти чувства должны помешать ребенку повторить вновь тот же скверный поступок, ту же грубую выходку и т. д.

Надо иметь в виду, что те подкрепления, которые не вызывают нужных переживаний у ребенка (положительных или отрицательных), т. е. те, которые остаются «недейственными», применять не следует. Каждому воспитателю известны случаи, когда ребенка не трогает замечание, сделанное ему взрослым, или даже наказание. Например, провинившегося ребенка посадили за отдельный стол, пристыдили, запретили на прогулке играть с товарищами, которых он обижает, а он находится в самом веселом настроении и даже хвастается тем «особым положением», в которое он таким образом попал. Значит, воспитателю надо искать и применять другие формы воздействия, которые дадут больший воспитательный эффект.

Точно так же педагогически нецелесообразно длительное время пользоваться одними и теми же формами одобрения, поощрения. Ребенок привыкает к ним, и они перестают его радовать, становятся для него безразличными и, следовательно, теряют свое подкрепляющее воздействие.

Если первая похвала вызывает у ребенка радость и гордость, то эти чувства становятся все слабее и привычнее по мере того, как воспитатель все чаще прибегает к этой же мере поощрения. Мы говорим тогда, что ребенка захвалили, что он перестал добиваться хороших результатов, перестал прилагать усилия к их достижению, значит, развиваться.

Практика показывает, что положительные подкрепления обычно действуют на детей лучше, чем отрицательные, при условии, если воспитатель применяет их в меру и обдуманно.

Если для выработки у ребенка каких-либо навыков и привычек необходимо повторять одни и те же воздействия, то для успешного формирования личности дошкольника, для его развития важно систематически повышать требования к ребенку, т. е. усложнять задачи. Например, детям двух лет сначала трудно самостоятельно одеваться, аккуратно кушать, правильно и чисто мыть руки. Воспитатель помогает ребенку выполнить необходимые действия, упражняет малыша, побуждая его к усилию, и через некоторое время ребенок уже самостоятельно одевается, моет руки, пользуется ложкой.

Если предъявлять ребенку требования, которые он выполняет уже легко, без всякого усилия, он не будет дальше развиваться.

Внимательно наблюдая за детьми, воспитатель своевременно повышает трудность заданий: он предлагает, например, ребенку не только самостоятельно надеть рубашку и чулки, но и штанишки, обуться, а затем помочь и другому малышу. Когда педагог убеждается, что дети овладели этими навыками, он ставит перед детьми новую интересную и трудную задачу — научиться застегивать пуговицы.

Когда дети уже знают некоторых животных, с ними надо проводить не только такие занятия, которые вызывают лишь узнавание этих животных на картинке, но и те, которые учат ребенка самостоятельно рассказывать о них, различать их и сопоставлять.



Новости и советы мамочкам.