Хобби-реакция
Советские психиатры (В. В. Ковалев, А. Е. Личко, Ю. А. Скроцкий) так и назвали данную особенность подростков — реакция увлечения или хобби-реакция.
Ученые различают информативно-коммуникативные увлечения (жажда получения новых сведений, например в области спорта, кинематографии, театра, эстрады, нередко касательно закулисных их сторон, вследствие чего возникает потребность в контактах, являющихся источником этих сведений); увлечения, основанные на чувстве азарта (связанные с различными играми, в том числе и спортивными); увлечения, связанные со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях); увлечение иностранными языками, литературой, историей и т. п. (к сожалению, иногда только в целях демонстрации своей «необычности»); увлечения разного рода коллекционированием; увлечения, основанные на стремлении к лидерству (помимо неформального лидерства иногда это увлечение связано и со стремлением занимать руководящие должности в школьных общественных организациях), и наконец, интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятельности познавательного или эстетического характера).
Безусловно, увлечения так же, как и реакция эмансипации, и реакция группировки, в целом положительное явление. Они помогают подросткам компенсировать те или иные свои недостатки и дефекты. Более того, являются мощным средством для преодоления чувства собственной неполноценности и нередко становятся важным фактором, способствующим преодолению изолированности трудных или нервных подростков в коллективе.
Опасность возникает тогда, когда увлечения становятся чрезмерными. Например, чрезмерно усиленное интеллектуально-эстетическое увлечение может привести к описанной в предыдущей части философической интоксикации. Чрезмерное увлечение коллекционированием при недосмотре может привести к спекуляции марками, или старыми монетами, или наклейками и т. д. Вообще плохо, когда чрезмерное увлечение чем-либо приводит к социально-школьной дезадаптации: неуспеваемости, объявлению ряда предметов совершенно ненужными для дальнейшей жизни, пропуску занятий по этим предметам. При неправильной тактике во всех этих случаях (грубый нажим вместо тактичной разъяснительной работы) подростки становятся трудными.
Ученые различают информативно-коммуникативные увлечения (жажда получения новых сведений, например в области спорта, кинематографии, театра, эстрады, нередко касательно закулисных их сторон, вследствие чего возникает потребность в контактах, являющихся источником этих сведений); увлечения, основанные на чувстве азарта (связанные с различными играми, в том числе и спортивными); увлечения, связанные со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях); увлечение иностранными языками, литературой, историей и т. п. (к сожалению, иногда только в целях демонстрации своей «необычности»); увлечения разного рода коллекционированием; увлечения, основанные на стремлении к лидерству (помимо неформального лидерства иногда это увлечение связано и со стремлением занимать руководящие должности в школьных общественных организациях), и наконец, интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятельности познавательного или эстетического характера).
Безусловно, увлечения так же, как и реакция эмансипации, и реакция группировки, в целом положительное явление. Они помогают подросткам компенсировать те или иные свои недостатки и дефекты. Более того, являются мощным средством для преодоления чувства собственной неполноценности и нередко становятся важным фактором, способствующим преодолению изолированности трудных или нервных подростков в коллективе.
Опасность возникает тогда, когда увлечения становятся чрезмерными. Например, чрезмерно усиленное интеллектуально-эстетическое увлечение может привести к описанной в предыдущей части философической интоксикации. Чрезмерное увлечение коллекционированием при недосмотре может привести к спекуляции марками, или старыми монетами, или наклейками и т. д. Вообще плохо, когда чрезмерное увлечение чем-либо приводит к социально-школьной дезадаптации: неуспеваемости, объявлению ряда предметов совершенно ненужными для дальнейшей жизни, пропуску занятий по этим предметам. При неправильной тактике во всех этих случаях (грубый нажим вместо тактичной разъяснительной работы) подростки становятся трудными.
В практике встречаются и другие случаи реакции компенсации, которые тоже не назовешь положительными.
Мы, например, уже писали, что забитые, запуганные, задерганные беспощадными родительскими приказами дети, которых годами держат в «ежовых рукавицах», нередко уходят от реальной жизни в мир фантазий, носящих явно компенсаторный характер. В мечтах ребенок видит себя героем, выдающимся артистом, знаменитым хоккеистом, космонавтом, великим ученым... В мечтах рисуются картины глубокого раскаяния родителей, сентиментальные сцены великодушного прощения и примирения. Мечтают, забываются, а потом безутешно плачут в подушку (в основном девочки). Однако поплачут-поплачут и вновь мечтают о своем принце-избавителе, о добром и умном друге, о сильной и горячей любви, в общем, о своем «хрустальном башмачке». Может быть, именно поэтому тяжелую семейную атмосферу с деспотическим укладом, с требованием родителей беспрекословного подчинения, с безразличным отношением к духовному миру ребенка так и назвали: воспитание по типу «золушка».