Выработка условных рефлексов у детей
Условные рефлексы образуются в процессе накопления каждым ребенком (как и высшим животным) его собственного индивидуального опыта. Так, если перед тем как давать собаке пищу, «предупреждать» ее об этом каким-нибудь простым сигналом (например, звучанием колокольчика) и повторять такие сочетания пищи и звукового сигнала множество раз, то в конце концов в мозгу собаки образуется нервная связь между двумя одновременно возбуждаемыми нервными центрами — вкусовым и слуховым. Услышав знакомый сигнал (звук), собака сразу устремляется к кормушке. У нее выработался условный рефлекс.
Условный рефлекс становится прочным тогда, когда он многократно повторяется и подкрепляется.
Если собаке несколько раз подряд после звона колокольчика, когда она подбежит к кормушке, не дать пищу, условный рефлекс угаснет, нервная связь исчезнет (поэтому такая связь называется временной), и звук колокольчика потеряет свое сигнальное значение. Он перестанет вызывать у собаки ее прежнюю ответную реакцию.
Когда на один сигнал (допустим, красный цвет) выработан положительный условный рефлекс, т. е. его действие всегда сопровождается каким-либо подкреплением, а другой цвет: синий, розовый или фиолетовый — не подкрепляется, у животного вырабатывается точное различение сигналов и соответственно разная реакция на каждый из них. Так выработанный условный рефлекс обеспечивает тонкое приспособление организма к среде.
Величайшая заслуга И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей заключается в том, что они раскрыли механизм приспособления к среде высших животных и человека.
Человек почувствовал необычный запах. Благодаря ранее образовавшейся нервной связи он узнал в запахе, допустим, присутствие газа. Мозг дает «приказ» мышцам, и человек подходит к газовой плите и закрывает кран.
В комнату вошел мужчина. Увидев его, услышав его голос, мы назвали его по имени. Значит, между образом, сохранившимся в нашем мозгу от внешнего вида или голоса данного человека, и его именем, образовалась нервная связь.
Условные рефлексы бывают не только простыми, они достигают большой сложности. Образование сложного рефлекса можно представить на таком примере.
Ребенок узнал, что его нового товарища, пришедшего в группу детского сада, зовут Гришей. У него в начале знакомства установилась очень простая связь между внешним видом мальчика и его именем. После более длительного и разностороннего общения с товарищем у ребенка в мозгу создалась целая цепочка, а затем и «пучок» связей. Он уже знает, что любит и что умеет делать Гриша, кто за ним приходит, как он бывает одет на празднике, как он умеет играть, ходить под музыку, что любит и чего не любит делать и т. д.
Вместо простой нервной связи образовался целый сложный комплекс связей.
Все знания человека, его привычки, его умения образовались как система нервных связей.