Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Выработка условных рефлексов у детей

Условные рефлексы образуются в процессе накопления каждым ребенком (как и высшим животным) его собственного индивидуального опыта. Так, если перед тем как давать собаке пищу, «предупреждать» ее об этом каким-нибудь простым сигналом (например, звучанием колокольчика) и повторять такие сочетания пищи и звукового сигнала множество раз, то в конце концов в мозгу собаки образуется нервная связь между двумя одновременно возбуждаемыми нервными центрами — вкусовым и слуховым. Услышав знакомый сигнал (звук), собака сразу устремляется к кормушке. У нее выработался условный рефлекс.

Условный рефлекс становится прочным тогда, когда он многократно повторяется и подкрепляется.

Если собаке несколько раз подряд после звона колокольчика, когда она подбежит к кормушке, не дать пищу, условный рефлекс угаснет, нервная связь исчезнет (поэтому такая связь называется временной), и звук колокольчика потеряет свое сигнальное значение. Он перестанет вызывать у собаки ее прежнюю ответную реакцию.
Когда на один сигнал (допустим, красный цвет) выработан положительный условный рефлекс, т. е. его действие всегда сопровождается каким-либо подкреплением, а другой цвет: синий, розовый или фиолетовый — не подкрепляется, у животного вырабатывается точное различение сигналов и соответственно разная реакция на каждый из них. Так выработанный условный рефлекс обеспечивает тонкое приспособление организма к среде.

Величайшая заслуга И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей заключается в том, что они раскрыли механизм приспособления к среде высших животных и человека.

Человек почувствовал необычный запах. Благодаря ранее образовавшейся нервной связи он узнал в запахе, допустим, присутствие газа. Мозг дает «приказ» мышцам, и человек подходит к газовой плите и закрывает кран.

В комнату вошел мужчина. Увидев его, услышав его голос, мы назвали его по имени. Значит, между образом, сохранившимся в нашем мозгу от внешнего вида или голоса данного человека, и его именем, образовалась нервная связь.

Условные рефлексы бывают не только простыми, они достигают большой сложности. Образование сложного рефлекса можно представить на таком примере.

Ребенок узнал, что его нового товарища, пришедшего в группу детского сада, зовут Гришей. У него в начале знакомства установилась очень простая связь между внешним видом мальчика и его именем. После более длительного и разностороннего общения с товарищем у ребенка в мозгу создалась целая цепочка, а затем и «пучок» связей. Он уже знает, что любит и что умеет делать Гриша, кто за ним приходит, как он бывает одет на празднике, как он умеет играть, ходить под музыку, что любит и чего не любит делать и т. д.

Вместо простой нервной связи образовался целый сложный комплекс связей.
Все знания человека, его привычки, его умения образовались как система нервных связей.



Новости и советы мамочкам.