Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Реакция протеста...

Далеко не всегда реакцию протеста следует считать патологической. «Многие реакции протеста,— пишет Г. Е.Сухарева, — наблюдаются и у здоровых детей и нередко могут быть расценены как положительное явление, формирующее характер ребенка, ибо в борьбе с жизненными трудностями характер ребенка нередко становится более сильным и устойчивым. Нет сомнения в: том, что реакция протеста ребенка на неправильное поведение родителей, страдающих алкоголизмом, устраивающих дома скандалы, является положительной. Нельзя рассматривать как патологическую реакцию и протестующее поведение ребенка в переходные возрастные периоды. Рост самосознания ребенка, повышение его активности неизбежно приводит к столкновению с окружающими, к борьбе со сложившимися традициями».
Негативная фаза пубертатного криза, как мы уже отмечали, почти вся состоит из элементов протестного поведения, однако ни в коем случае нельзя относиться к этой фазе как к явлению болезненному, патологическому.

Более того, описанный нами феномен «чувство взрослости», по сути дела, реакция протеста подростка, протеста против непризнания его самостоятельным человеком. В целом подобная реакция подростка, безусловно, положительное явление, поскольку способствует социализации и становлению личности. В медицинской литературе ее, кстати, так и называют —реакция эмансипации.

Другой, типичной для подростков, особенно мужского пола, является реакция группирования со сверстниками. «Этот вид реакции,— как пишет профессор В. В. Ковалев,—-проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков».

Как мы уже подчеркивали ранее, жаргон подростков и молодежная субкультура, например, являются одной из форм самоутверждения подростков, одним из способов преодоления чувства социальной неполноценности и средством отделения «своих» от посторонних.

Ничего страшного в подобном группировании подростков, безусловно, нет. Наоборот, группировки эти становятся для юных людей прекрасной школой действования в коллективе и опять же служат социализации личности.

Также невинна и нередко даже полезна для подростка «реакция компенсации». Стремление к компенсации заложено в самой психической структуре юного человека. Помните, мы приводили высказывание психолога А.П. Краковского о том, что не повезло, допустим, подростку с внешними данными и он начинает всех (и себя, в том числе) уверять, что главное в человеке — ум; не дается учеба — и Делается «железный» вывод, что и без школы прожить можно.

Компенсируя те или иные свои слабые стороны, подросток сам ищет достойную замену им, то ли в выявлении Каких-либо талантов, то ли в развитии разного рода увлечений.



Новости и советы мамочкам.