Реакция протеста...
Далеко не всегда реакцию протеста следует считать патологической. «Многие реакции протеста,— пишет Г. Е.Сухарева, — наблюдаются и у здоровых детей и нередко могут быть расценены как положительное явление, формирующее характер ребенка, ибо в борьбе с жизненными трудностями характер ребенка нередко становится более сильным и устойчивым. Нет сомнения в: том, что реакция протеста ребенка на неправильное поведение родителей, страдающих алкоголизмом, устраивающих дома скандалы, является положительной. Нельзя рассматривать как патологическую реакцию и протестующее поведение ребенка в переходные возрастные периоды. Рост самосознания ребенка, повышение его активности неизбежно приводит к столкновению с окружающими, к борьбе со сложившимися традициями».
Негативная фаза пубертатного криза, как мы уже отмечали, почти вся состоит из элементов протестного поведения, однако ни в коем случае нельзя относиться к этой фазе как к явлению болезненному, патологическому.
Более того, описанный нами феномен «чувство взрослости», по сути дела, реакция протеста подростка, протеста против непризнания его самостоятельным человеком. В целом подобная реакция подростка, безусловно, положительное явление, поскольку способствует социализации и становлению личности. В медицинской литературе ее, кстати, так и называют —реакция эмансипации.
Другой, типичной для подростков, особенно мужского пола, является реакция группирования со сверстниками. «Этот вид реакции,— как пишет профессор В. В. Ковалев,—-проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков».
Как мы уже подчеркивали ранее, жаргон подростков и молодежная субкультура, например, являются одной из форм самоутверждения подростков, одним из способов преодоления чувства социальной неполноценности и средством отделения «своих» от посторонних.
Ничего страшного в подобном группировании подростков, безусловно, нет. Наоборот, группировки эти становятся для юных людей прекрасной школой действования в коллективе и опять же служат социализации личности.
Также невинна и нередко даже полезна для подростка «реакция компенсации». Стремление к компенсации заложено в самой психической структуре юного человека. Помните, мы приводили высказывание психолога А.П. Краковского о том, что не повезло, допустим, подростку с внешними данными и он начинает всех (и себя, в том числе) уверять, что главное в человеке — ум; не дается учеба — и Делается «железный» вывод, что и без школы прожить можно.
Компенсируя те или иные свои слабые стороны, подросток сам ищет достойную замену им, то ли в выявлении Каких-либо талантов, то ли в развитии разного рода увлечений.