Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Подростковый темперамент

Как отмечал выдающийся польский педагог Януш Корчак, девочки часто пытаются показать себя лучше, чем есть, тогда как мальчики стараются показаться хуже, чем есть на самом деле. Девочки более чувствительны как к поощрению, так и порицанию, более остро реагируют на унижение человеческого достоинства. Они более восприимчивы к вопросам нравственности и морали, особенно половой морали. Девочки более жалостливы, более склонны к состраданию, сопереживанию, внешне ближе к сердцу, чем мальчики, принимают чужое горе или радость. И в то же время, отмечает выдающийся педагог, они более мелочны и завистливы, более злопамятны и мстительны. Причем мстят, как правило, исподтишка, иногда довольно тонко и неотразимо.

Девочки (по Я. Корчаку) меньше дерутся. Девочки щиплются или царапаются. У мальчиков больше синяков и шишек, порезанных пальцев, ссадин на коленках, мальчики быстрее рвут обувь, одежду, чаще бьют стекла. Мальчики любят делать все быстрее и потому менее терпеливы.

Среди девочек чаще, чем среди мальчиков, встречается художественный тип. Этим, в частности, объясняется тот факт, что девочки с ранних лет, согласно исследованиям психологов, превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности. Девочки-подростки более склонны к гуманитарным наукам, тогда как мальчики (в общей массе) превосходят девочек в решении абстрактно-пространственных задач, вообще, в физико-математических способностях.

У девочек «мыслителей» (при соответствующем воспитании) может сформироваться резко отрицательное отношение к сексуальным вопросам. Их легко привести к мысли, что «все это грязно и пошло» и «недостойно настоящего человека».

Мальчики-«художники» требуют к себе не менее пристального внимания, чем девочки-«мыслители». Они как «художники», конечно, более настроены, что ли, на любовь. Но именно у них легче развиваются половые отклонения и извращения, именно у них чаще развиваются и закрепляются гомосексуальные тенденции. Именно у «художников» чаще (при неблагоприятных условиях) развиваются неврозы истероидного характера, а в дальнейшем происходит патологическое формирование личности по истерическому типу.

Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо. И этим, в частности, объясняется большая, как мы уже указывали, социальная приспособляемость девочек — их дисциплинированность и аккуратность, их большая подчиняемость требованиям школы и ее общественным организациям.

Однако девочки-меланхолики и холерики — обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики, у которых такой же тип центральной нервной системы. Их труднее вытащить из отгороженности и изолированности. Это обстоятельство нужно иметь в виду с первых же дней обучения в школе. Именно у них нужно как можно быстрее отыскать какие-либо сильные стороны (причем с чисто женским уклоном), отыскать способности и необычайные достоинства.

Конечно, все это очень и очень общие замечания. В каждом конкретном случае, повторяем, нужно искать наиболее верные, индивидуальные и — всегда! — нестандартные решения.



Новости и советы мамочкам.