Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Включение слова в деятельность ребенка

altРезультаты показали, что включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие им не только различных предметов, но также их цвета, величины, формы, пространственного положения и выполняемых человеком, в том числе и самим ребенком, действий.

Легко представить себе, насколько трудна и длительна была бы работа воспитателя, если бы он вынужден был заново знакомить ребенка с цветом предмета, его состоянием, величиной, уже известными ему на другом предмете, используя для этого только показ и повторение.

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде именно потому, что слово позволяет обобщать сходные, хотя и разнородные предметы.

Когда воспитатель сопровождает показ словом, он как бы указывает на тот признак, ту особенность предмета (или действия), на которую хочет обратить внимание ребенка. Выделение признака предмета достигается путем обозначения его словом: «Это черный мячик»; «Эта ленточка длинная»; «Птичка клюет зерно»; «Киска лакает молоко»; «Этот дом близко, а забор далеко» ; «Самолет летит быстро» ; «Солнце греет сильно» и т. п.

Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам увидеть общее в разном и группировать предметы по сходству их главных признаков.

Наташа (1 г. 1 мес.) хорошо знает свою чашечку, красную с белыми пятнышками. Ко всем остальным чашкам: белым, голубым и с синими цветочками, большим и совсем маленьким — девочка это название «чашка» сначала не относила. Это слово было собственно только «именем» одной красной чашечки с белыми пятнышками. Лишь тогда, когда это слово было усвоено ребенком и использовалось взрослыми для обозначения разных чашек, девочка научилась объединять в одну группу все чашки и отличать их от белых, голубых, пестрых чайников, блюдцев, тарелок.

Так ребенок учится объединять предметы в категории и в группы. Он научается выделять основные признаки (форма чашки, ручка, блюдце, на котором она стоит) и отвлекаться от таких несущественных отличий, как цвет, величина или узор.

Эта возможность анализировать и обобщать обнаруживается не только в восприятии, но и в умении ребенка разбираться в материале самого различного содержания. Ребенок научается узнавать разные цвета, звуки, запахи, тяжести, шероховатость, величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и безобразному. Из этих первых оценочных отношений вырастают подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

«Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла ручки, они стали совсем чистые», «Нельзя брать яблоки без разрешения...», «Очень плохая у нас кукла Нина, не пустила зайку в кроватку», «Как красиво тетя Нюра украсила нашу спальню», «Анна Ивановна ласковая, добрая».


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика