Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Умственные способности

altИменно на третьем году выступает наиболее отчетливо угроза в неполноценности умственных способностей отсталого ребенка. Эти дефекты проявляются в первую очередь в задержке процесса овладения речью, понимаемой и произносимой. Ребенок не усваивает слов, плохо воспроизводит их звуковую форму. Искажает звукосочетания. Это может быть дефект слуха, тугоухость, а может быть признак глубоких поражений всего речедвигательного или даже мозгового механизма. Своевременное обращение к логопеду и врачу может часто предупредить резкое отставание ребенка в овладении речью, а с этим и в умственном развитии.

Чтобы представить себе, хотя бы частично, те изменения в поведении ребенка и в его развитии, которые наступают с овладением речью, опишем некоторые результаты проведенных нами исследований.

Известно, что отличительной особенностью слова является его обобщающий характер. Правда, ребенок не сразу начинает пользоваться словом так, как это делают взрослые. Дети начинают относить знакомые им слова, например чашка, шапка, киска, сначала только к какой-то одной чашке или киске, а затем и к любой чашке вообще.

Мы хотели выяснить, влияет ли освоение ребенком слова, например обозначающего цвет предмета, на восприятие им этого признака предмета.

Перед ребенком (1 г. 4 мес. — 2 г. 7 мес.) ставились два бумажных колпачка: красный и синий. Под красный исследователь прятал конфетку. Ребенок должен был ее найти.

Места колпачков каждый раз менялись: красный был то впереди синего, то сзади, то справа, то слева. Когда дети опытной группы поднимали наугад колпачки и всегда находили конфетку под красным, исследователь называл цвет колпачка — «красный».

Детям контрольной группы предъявлялись те же колпачки, но названия цвета им не давали.

Оказалось, что для детей первой группы понадобилось 8—10 повторений, чтобы они уверенно поднимали всегда красный колпачок, независимо от того места, где он находился. При этом даже после пяти-, семидневного перерыва все дети легко восстанавливали образовавшиеся связи. Детям параллельной группы, которым не давали словесное обозначение цвета, понадобилось до 70—80 повторений, чтобы выделить отличительный, или сигнальный, признак — красный цвет. Образовавшаяся с таким трудом связь разрушалась на следующий день.

Особенно существенно то, что все дети опытной группы умели «переносить» усвоенные знания. Научившись выбирать красный цвет на колпачках, они почти сразу, т. е. без всякой подготовки, в .следующий раз сами снимали красное ведрышко, красную матрешку, красный клубок ниток. Таким образом, красный цвет стал обобщенным признаком, или сигналом предмета, под которым была спрятана конфетка.

Детям контрольной группы какой бы то ни было перенос был совершенно недоступен. Такие действия были повторены нами не только на обобщение и отвлечение цвета, величины, когда мы давали детям слово маленький, но и на отвлечение местоположения колпачка (сзади) и наконец на обобщение и отвлечение действия: «отодвинь», «переверни», «составь».


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика