Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Развитие речи

altНаиболее отчетливо выступает подражание в освоении ребенком начатков речи. Кто не знает воркующих мягких звуков, которые издает ребенок четырех — шести месяцев «гу... гу... ги... э... у... у...»? Это еще, конечно, не речь и даже не отдельные слова, это — игра звуками. Но после семи месяцев характер этих звуков меняется: они становятся краткими повторениями отдельных частей слов, которые говорят взрослые. От гуления, ребенок переходит к лепету. Он много раз подряд повторяет: «...да... да... да» или «...ба... ба... ба... ма... ма... ма... ма...». Это тоже не слова; ребенок ни к чему не относит произносимые им звукосочетания. Однако, повторяя их много раз подряд, он упражняет свой слух и свой речевой аппарат: он слушает то, что сам произносит, изменяет звук и снова напряженно вслушивается в то, что получилось. В дневнике Н. А. Менчинской записано, что за 2 часа Саша (7 мес. 15 дней) произнес 32 раза «ве», 14 раз «ге» и 12 раз «бе». К концу восьмого месяца появились и другие слоги: «да», «те», «ти» и др.

Хотя в развитии речи наблюдаются очень значительные индивидуальные различия, однако почти все дети к концу года овладевают несколькими словами. Они их не только относительно правильно произносят, но и связывают с соответствующими предметами или действиями. Такими первыми словами, произносимыми ребенком, являются слова «мама», «деда», «баба», «дай», «нет», «бя» и ряд других словосочетаний. Они лишь приблизительно похожи на слова взрослых.

По некоторым данным, отдельные дети произносят к концу года 6 и даже 10 слов, но в это же время они понимают уже большее количество слов. Так, на вопрос: «Где часы?» — ребенок поворачивает голову и смотрит на стенные часы. Однако это вовсе еще не значит, что он знает слово «часы» и может им пользоваться. Он только связал эти знакомые звуки с определенным предметом на стене. Если снять эти же часы со стены и положить их хотя бы на стол так, чтобы ребенок их видел, и затем снова спросить его, где часы,— малыш неуверенно укажет на прежнее место на стене. Это слово он относит ко всей знакомой обстановке, к целой ситуации, а не к определенному предмету (в этих случаях говорят, что слово имеет ситуационный характер).
Слушание, а затем «понимание» речи взрослых начинает развиваться очень рано. Мы говорили уже о том, что ребенок на третьем месяце жизни сосредоточивается на звуке голоса взрослых, что к пяти месяцам он не только слышит, но даже слушает речь взрослого.

На основе слушания возникают первые «разговоры» взрослого с ребенком.

Понемногу взрослый начинает обращаться к ребенку с отдельными короткими фразами. Например, он говорит: «Где киса?», «Где мама?», «Дай мне петушка», «Вот где наш шарик», «Послушай часы... тик-так...», «Сделай ладушки», «Дай ручку», «Сделай «до свидания».

На речь взрослых ребенок начинает отвечать движением, которое на первых порах повторяет движение взрослого. Он поворачивает глаза в том направлении, куда посмотрела няня, туда, где стоит его мама, где висят часы или где всегда лежит знакомая игрушка, а увидя ее, радостно смеется и тянется к ней.

Позже ребенок начинает откликаться на вопросы взрослых, на их просьбу дать игрушку, ищет ее и с довольным видом подает. Его поисковые действия приобретают некоторую направленность и организованность.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика