Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Развитие младенцев

altНервная система человека начинает работать с момента появления ребенка на свет. Воспринимая сначала самые простые раздражения и отвечая на них, нервная система новорожденного совершенствуется как в своем строении, так и в своей работе. Клетки начинают быстро расти и приобретают форму, которую они имеют в мозгу взрослого; у каждой нервной клетки вырастают волокна: одно длинное и множество коротких. Короткие волокна удлиняются и разветвляются на огромное количество мелких отростков, постепенно образуя целую сложную и густую сеть нервных путей.

Эта нервная ткань (клетки и отходящие от них нервные волокна) составляет самую важную часть головного мозга. Благодаря нервным волокнам все клетки мозга оказываются связанными между собой. Кроме того, мозг получает через специальные нервные волокна сигналы от всех внутренних органов.

Многие нервные клетки и волокна мозга новорожденного уже частично готовы для получения простых раздражений из внешней и внутренней среды (организма) и ответов на них.

Если губы новорожденного прикоснутся к соску груди матери или хотя бы к пальцу или другому предмету, ребенок начинает делать сосательные движения (пищевой рефлекс). Если прикоснуться к ладони ребенка пальцем или карандашом, ручка сжимается, и ребенок цепко схватывает этот предмет (хватательный рефлекс). Резкий свет, попадающий в глаз только что родившегося ребенка, заставляет зрачок суживаться так же, как у взрослого (зрачковый рефлекс). Кроме того, младенец производит ответные движения: глотает, если в рот попадает пища, кашляет, чихает, когда на слизистую оболочку рта или носа действует какой-нибудь раздражитель, например дым, теплый или холодный воздух и т. д. Таким образом, ребенок рождается с безусловными рефлексами. На их основе в процессе роста ребенка формируются все более и более сложные нервные связи — условные рефлексы.

Новорожденный производит беспорядочные движения. Они хорошо знакомы матери и сестре-воспитательнице, ухаживающим за новорожденными. Разверните младенца, оставьте его на короткое время в теплой комнате, на сухой теплой пеленке, сытого и здорового,— и вы увидите, что он не лежит спокойно. Ручки и ножки новорожденного беспорядочно двигаются, пальцы рук или крепко сжаты в кулачок или растопыриваются, часто даже зрачки глаз поворачиваются в разные стороны, отчего кажется, что младенец косит; брови поднимаются и опускаются, лоб наморщивается.

Беспорядочные движения младенца происходят оттого, что его мозг возбужден разными внешними и внутренними воздействиями (раздражениями). Яркий свет или даже только легкое прикосновение к телу ребенка, переполненный или пустой желудок вызывают общее возбуждение его центральной нервной системы и в первую очередь головного мозга.

Кора мозга младенца еще не развита, процессы торможения слабы, поэтому нервное возбуждение широко разливается по всей коре, захватывает различные центры и вызывает у ребенка общие разбросанные движения.

Уже со второго месяца жизни беспорядочность движений младенца постепенно спадает. В ответ на звук или другое воздействие он как будто замирает, его движения на короткое время останавливаются; впоследствии они становятся все более направленными и организованными.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика