Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Растущая самостоятельность ребенка

altРазличными являются и средства подкрепления. Одного ребенка достаточно только пристыдить за шалость, на другого это не действует. Один, потерпев неудачу в работе, теряет веру в свои силы и отказывается от дальнейших попыток ее выполнить, другого затруднения только раззадоривают, и он вновь и вновь пробует их преодолеть.

Индивидуальный подход к детям состоит, конечно, не в том, что одним детям разрешается то, что запрещается другим, но в том, что воспитатель применяет разные приемы для того, чтобы добиться от всех детей выполнения общих требований, необходимых для их развития, и ставит перед собой конкретные задачи в работе с каждым ребенком.

Конечно, чуткие и опытные педагоги учитывают указанные выше условия и убеждаются в том, что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения, т. е. в активной деятельности самого ребенка, организуемой взрослыми, в разнообразных формах его общения со старшими и сверстниками, в разнообразной и содержательной деятельности.

От того, что ребенок наблюдает, над чем задумывается, какие картинки, кино или телевизионные передачи он смотрит, в какие игры играет, какие разговоры слушает, каким правилам подчиняется, зависит и то, какие интересы, знания, способности, какие черты характера у него развиваются.

Однако нельзя представлять себе развитие ребенка очень упрощенно. Ребенок с первых месяцев жизни усваивает опыт взрослых людей. В этом выступает его активность. На третьем году жизни он становится все более и более самостоятельным. Он сам начинает передвигаться по комнате, а затем выбегает за ее пределы, он сам достает игрушки и позже сам затевает игры, начинает спрашивать, рассуждать, фантазировать и т. п.

Растущая самостоятельность ребенка проявляется и в том, что он уже не хочет всегда подчиняться всем требованиям взрослых. Он хочет делать все по-своему, и  как раз часто то, что не позволяют родители: хочет трогать регуляторы телевизора или крутить ручку швейной машины, хочет идти по улице сам, не держась за руку.

С развитием самостоятельности «это сопротивление материала», как говорил А. С. Макаренко, возрастает. Ребенок встречается с новыми и непонятными ему вещами и явлениями; он видит, как работают люди, как растут цветы, он сталкивается с желаниями, капризами, умениями других ребят, воспринимает поведение, разговоры взрослых людей. Ребенок в 5—7 лет имеет уже свои желания, свои интересы, даже свои суждения, которые он старается отстаивать. Не удивительно, что не все то, что взрослые хотят воспитать у ребенка, действительно удается превратить в черту его «характера, в способности или интересы. Становясь все более самостоятельным, ребенок нередко приобретает такие привычки и такие знания, которые взрослые не хотели у него воспитать. Он иногда плохо поддается требованиям взрослых и все чаще хочет поступать по-своему.

Следовательно, развитие ребенка — это не простая передача ему мыслей, знаний, навыков и умений, которыми обладает воспитатель. Все должно быть освоении закреплено самим ребенком. Это происходит тогда, когда воспитатель, зная закономерности психического развития ребенка, внимательно наблюдая за каждым своим воспитанникам, вдумчиво организует повседневную жизнь детей, их деятельность, их поведение так, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности, чтобы вовремя были заторможены отрицательные.

Итак, в основе всей психической деятельности ребенка, его поведения, привычек, знаний, отношений лежит образование в коре мозга нервных связей.

Если воздействие на нервную систему ребенка происходит целенаправленно, систематически повторяется и разумно подкрепляется, образующиеся в коре головного мозга нервные связи становятся прочными и устойчивыми. Если эти воздействия разнородны и противоречивы, нервные связи легко угасают, привычки, знания, навыки или не: образуются совсем или оказываются непрочными.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика