Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Развитие психики детей

altС давних пор людей интересовал внутренний мир человека. Они обращали внимание на то, что, помимо внешних проявлений : действий, жестов, речи — у человека существует какая-то особая, внутренняя жизнь. Давно были, например, известны случаи, когда внешне как будто совсем спокойный, равнодушно слушающий собеседника человек в то же время переживает сильное чувство: сердится, волнуется или радуется.

Особенно непонятны были такие явления, как сновидения. Человек недвижим, он лежит спокойно, глаза его закрыты, он спит, но он видит сны. Он кого-то ждет, с кем-то встречается или убегает от кого-то... Он пугается... смеется... Значит, помимо внешней жизни, которая видна всем, у человека есть и какой-то свой, внутренний мир, скрытый от других людей.

Не умея объяснить эти явления, древние люди приписывали их душе человека. Душа понималась ими как божественная духовная сила (дух — душа), которую никто никогда не видел, которая не имеет никакой формы, не имеет веса, которую нельзя изучить, узнать. В момент рождения ребенка душа вселяется в его маленькое тельце, в момент смерти она покидает телесную оболочку.

Первый труд о душе был написан греческим философом Аристотелем в IV веке до нашей эры. С тех пор и появилась наука психология, что в переводе с греческого языка значит «наука о душе».

Прошли тысячелетия. Вместе с другими науками развивалась и наука о внутреннем мире человека, психология. Как и в других областях знания, в психологии шла острая, длительная и упорная борьба между идеалистами и материалистами. Идеалисты рассматривали психику как особую, духовную силу, не познаваемую и не доступную какому-либо намеренному воздействию со стороны людей (воспитанию). Представители материализма стремились научно объяснить сущность человеческой психики. Они пришли к убеждению, что ничего таинственного и сверхъестественного в духовной жизни человека нет: поведение, характер, переживания могут быть изучены, как и любые другие явления жизни.

Идеалисты считали, что жизнь души человека совершается лишь по велению высшего духа, бога, разума, что законов этой жизни нет, поэтому и сама духовная жизнь не может быть предметом изучения людей (и тем более, не может быть управляемой людьми). Но еще в древнем мире, за четыре века до новой эры раздавались голоса, например философа Демокрита, утверждавшие, что душа, так же как все предметы окружающего мира, материальна и состоит из мельчайших частиц — атомов. Значит, ее можно и нужно изучать, а главное, можно воздействовать на душу человека, влиять на ее развитие.

Эти идеи появились, конечно, значительно позже. Они были впервые последовательно изложены в трудах русского историка В. Н. Татищева (1686—1750), выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова (1744—1818), А. Н. Радищева (1749—1802), а позже—социал-демократами: В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика