Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Словесные сигналя детей

altНаиболее сложными и очень своеобразными являются связи речевые. Слово, являясь сигналом для человека, вызывает даже у полуторагодовалого ребенка определенную реакцию. Достаточно, например, сказать: «Вкусно», — чтобы он выпил предложенное лекарство. Если он слышит, что хлопнула входная дверь и ему говорят: «Мама пришла»,— он стремглав бежит ей навстречу.

Слово может служить и ответной реакцией. В комнату принесли котенка, дети радостно восклицают: «Киску принесли!» Воспитательница спрашивает ребят, показывая им картинку, что на ней изображено. Дети отвечают, называя отдельные предметы: «Девочка и курочка», «Цветок».

Всякое слово обобщает. Если маленький ребенок обжегся о чайник, то в следующий раз он будет опасаться дотрагиваться именно до этого предмета. Но такой опыт ребенка очень ограничен, узок, он основан на действии непосредственных раздражителей, на сигналах первой системы. Когда ребенок узнает слово горячо, он уже обобщает свои знания и отстраняется от любого предмета, услышав этот знакомый ему сигнал.

В жизни ребенка словесные сигналы играют огромную роль. Посредством речи дети узнают, что можно делать и что нельзя, что хорошо и что плохо, что красиво, а что уродливо. Они узнают названия предметов (стул, стол, диван) и некоторых групп предметов (мебель, посуда). Словом обозначаются и те качества предметов, которые ребенок узнает сначала непосредственно, благодаря работе органов чувств (цвет, запах, холод, тяжесть), и множество таких качеств, состояний и отношений, которые нельзя увидеть, потрогать или попробовать {вчера, давно, трусливый, добрый и т. д.).

Ученые доказали, что связи, которые образуются в коре головного мозга человека на словесные сигналы, отличаются особенной прочностью и подвижностью. Они легко устанавливаются и длительно сохраняются.

Чтобы образовались и укрепились нервные связи как первой, так и второй сигнальной системы, воспитатель использует различные формы подкрепления. Например, если ребенок преодолел свое нежелание и выпил горькое лекарство, ему дают конфету. После нескольких повторений уже один вид конфеты побуждает его без колебаний выпить лекарство, он ожидает привычной уже вкусной конфеты. Ребенок убрал игрушки— его хвалят за это; он сдержался и не шалил.— и в качестве поощрения за выполненное требование его ставят на прогулке в первую пару. Вызванное воспитателем у ребенка чувство удовольствия и гордости побуждает малыша к повторному выполнению обязательного правила.

Так же использует воспитатель и отрицательные подкрепления. Если ребенок плохо сидит за столом, ему напоминают правило, подкрепляя недовольным выражением лица и строгим тоном голоса.

Те связи, которые не получают достаточно сильного действенного и постоянного подкрепления, быстро угасают, т. е. разрушаются.

На основе вырабатываемых многократными повторениями условных рефлексов формируется обратная связь (П. К. Анохин). Ребенок уже не ждет воздействия знакомого раздражителя, он его предупреждает ранее выработанной реакцией. Он далеко обходит привязанную к конуре собаку, не ожидая, когда она с громким лаем будет бросаться в его сторону, вызывая у него чувство страха.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика