Пособие по уходу за ребенком, советы и воспитание по уходу за ребенком
Главная
Возраст тревог
Мятежное детство
Душа подростка
Первая любовь
Воспитание детей
Первый год жизни ребенка
Второй год жизни ребенка
Третий год жизни ребенка
Четвертый год жизни ребенка
Пятый год жизни ребенка
Шестой год жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Физкультура и спорт
Статьи
Услуги
Советы по уходу за ребенком

Мозг и психика

altРазвитие возрастной и педагогической психологии в России прежде всего связано с именем К. Д. Ушинского. Всесто роннее знание человека, по мысли К. Д. Ушинского, является важнейшим условием успешного обучения и воспитания: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни... Он должен знать побудительные причины самых грязных и высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния,— а средства эти громадны!»

В XIX веке все большее признание получает материалистическое понимание психики человека как свойства его мозга. Эта система взглядов (концепция) наиболее глубоко разработана В. И. Лениным в труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.): «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи» Такой высоко организованной материей является мозг человека.

Большую роль в научном понимании психики и поведения человека сыграли замечательные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Они убедительно доказали, что вся психическая деятельность человека является продуктом сложнейшего органа — головного мозга, и раскрыли, как совершается эта деятельность мозга, каковы ее механизмы, ее законы.

Если у человека произошло какое-нибудь нарушение нормальной работы мозга, например кровоизлияние или закупорка сосудов, или если этот сложный орган ранен, или в ткани растет опухоль — это немедленно приводит к болезненным изменениям в духовной жизни, в психике: человек не может сосредоточиться, он забывает самые простые вещи, часто даже собственное имя, теряет речь и начинает вести себя неразумно.

Сходные нарушения поведения человека наступают порой и во время тяжелой болезни, при очень высокой температуре, когда человек бредит, вскакивает, пытается куда-то бежать; то же наблюдается и при опьянении, когда мозг человека отравлен алкоголем или другими вредными веществами. Выздоровление человека ведет к восстановлению нормальной психики.

В отличие от воззрений идеалистов, которые утверждали, что душа никак не связана с физическим миром, что она содержит лишь множество высоких отвлеченных идей, которые не имеют ничего общего с конкретными вещами и явлениями природы, материалистическое учение утверждает, что источником всех знаний, впечатлений, переживаний человека является внешняя среда, окружающая жизнь.

В. И. Ленин доказал, что психика человека, его сознание по своему содержанию являются отражением окружающего мира.


Новости и советы мамочкам.
Яндекс.Метрика